Сeгoдня oтмeчaeт юбилeй клaссик oтeчeствeннoгo кинo Бoрис Дoбрoдeeв. Дрaмaтургу, рeдaктoру и нaстaвнику мoлoдыx испoлняeтся 90 лeт. Пo eгo сцeнaриям пoстaвлeны мнoгиe xудoжeствeнныe лeнты и тeлeфильмы, срeди кoтoрыx «Первый учитель», «Особо важное задание», «Карл Маркс. Молодые годы», а также десятки документальных картин. Борис Добродеев написал книгу воспоминаний «Было – не было…». По её мотивам снята лента — «"Мосфильм" на ветрах истории». Масштаб творчеству мастера всегда придавали время и события, участником которых он становился.
90 лет Борису Добродееву
«Не знаю, почему, но моя анкета приглянулась одному из членов комиссии – будущему моему шефу Кузакову. Меня отправили к нему на "Мосфильм"», — рассказывал Борис Добродеев.
Так всё и началось. Выпускник ВГИКа Борис Добродеев был направлен на «Мосфильм» редактором. Но вскоре ему предложили поехать работать на трофейную киностудию в Вену – «Венфильм».
«Когда я, подъезжая, впервые увидел "Венфильм", меня несколько разочаровал его внешний вид – было что-то серое, фабрично-казённое в его облике, но когда я оказался внутри – понял, почему до войны она считалась одной из лучших в Европе», — вспоминал Борис Добродеев.
Внутри были отменные павильоны, монтажки, тон-студия. Здесь Борис Добродеев и работал шеф-драматургом. О том, как это было — лента «Сказки венского леса».
«"Венфильм" выпускал одну картину за другой, мы были целиком нагружены их съёмками», — рассказывал Борис Добродеев.
Здесь экранизировали оперу Бетховена «Фиделио», создавались фильмы о композиторах. А ещё в Вене Борис Добродеев встретился с Дмитрием Шостаковичем.
Годы спустя, уже вернувшись на «Мосфильм», вместе с Семёном Арановичем и тогда ещё только начинавшим свой кинематографический путь Александром Сокуровым, Борис Добродеев создаст картину о Шостаковиче. Правда, эта «Альтовая соната» ляжет на полку, как и лента о последних годах Горького, которая ждала своего экранного часа 22 года.
«Мы поняли, что произошло с Горьким в этот последний десятилетний отрезок жизни, что его заманили. Он был слабый, доверчивый, как ребёнок. В эмиграции ему было совсем тяжко, он потерял своего читателя. Сталин это очень умело использовал», — рассказывал Борис Добродеев.
Творческие находки, открытие новых судеб-биографий. По его сценариям сняты ленты о Коллонтай, Ковалевской, Зорге. И о личностях менее знаменитых, но выдающихся – таких, как врач Любовь Соболева, которая боролась с чумой в Монголии.
Без прикрас – о своих героях Борис Добродеев говорит правду, но всегда с особым отношением к их судьбам. Специалисты отмечают – Борис Тихонович обладает всеми качествами, чтобы создать авторский шедевр.
Сам драматург обращает внимание — документальное кино пока не познало всех своих творческих возможностей. Он хорошо знает и как создаётся игровое кино. Борис Добродеев — один из авторов сценария картины «Карл Маркс. Молодые годы». За эту работу он получил Ленинскую премию.
В его документальных лентах – целая эпоха. И как часть ее — судьба всего «Мосфильма» в лицах. Без работы Борис Тихонович не может. В исследовании человеческих судеб говорит — смысл его жизни и творчества.
К юбилею Бориса Добродеева смотрите сегодня на нашем канале, в 20:15, документальный фильм «"Мосфильм" на ветрах истории. От Сталина к Хрущеву. Заметки очевидца».