«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» – сегодня это, пожалуй, самое востребованное кино не только на широком экране, но и в формате телевизионных сериалов. И какие только жанры ни выбирают для своих художественно-просветительских проектов режиссеры – исторические драмы, байопики, военный экшн, остросюжетные детективы… На телеканале «Россия» в следующем году в эфир выйдет десятисерийная картина, главная героиня которой – жена Московского князя Ивана Третьего.
Сюжет охватывает период в несколько десятилетий с конца XV века, когда объединенное Русское государство навсегда освободилось от власти ордынских ханов. А Папа Римский Павел Второй, в целях сближения Католической и Православной церквей, предложил в жены Ивану Третьему Византийскую принцессу Софию Палеолог. Попытаться заглянуть в глубь веков предлагает режиссер картины Вячеслав Росс.
«Мы пытаемся сделать ее живой, а значит и современной – это жанровое кино, и нам важно, чтобы исторические персонажи были живыми людьми, которые живут, страдают», – отмечает он.
История становления русского государства, рассказанная от лица наследницы Византийского престола – жены Ивана III Софии Палеолог: ей было предначертано внести существенный вклад в судьбу России. При ней итальянские мастера возвели соборы – Успенский, Благовещенский – украсили Москву Грановитой палатой, кремлёвскими башнями, построили Пушечный двор. Согласно летописям, Палеолог считали умной, но гордой и хитрой женщиной. Какой на самом деле была великая княгиня Московская – остается только догадываться.
«Сейчас настолько в процессе, настолько середина, настолько еще есть предощущение – ты еще касаешься, пытаешься понять: а это то, а она такая, а она так могла? Мы осваивали итальянский, я осваивала акцент, мне это очень, с одной стороны, помогает, с другой стороны, может, это окажется разрушительно для меня – не знаю», – признается актриса Мария Андреева.
Именно при Иване III управление Москвоским государством стало централизованным, а его границы расширились почти вдвое. Налаживались отношения с Европой. Это и определило исторический путь России того времени. Домысливать образ своих героев актерам приходится постоянно в процессе съемок. Поэтому работа над картиной – скорее, эксперимент, нежели реконструкция исторических событий.
«Хотелось, чтобы наши мысли, чаяния соотвествовали тому историческому моменту, который мы представлем, и мы их представляем довольно серьезными, благородными людьми, которые очень радели за судьбу своего отечества. Пока все это происходит, на мой взгляд, довольно серьезно – сами посмотрите, какие декорации», – говорит заслуженный арстит России Борис Невзоров.
Сцену благословления на поход русского войска на реку Угру, где было великое стояние против монголо-татар, снимают на территории ВДНХ. В возведенных натурных декорациях Кремль еще белый, а не привычно-красный. Хотя этот цвет преоблодает в русских традиционных кафтанах XV века. Чтобы добиться максимальной исторической достоверности, над их созданием трудилась целая группа художников-костюмеров. Заказывали ткань из Европы, Индии, Китая.
«Благодарны мастерской исторической ткани Новоспасского монтастыря, где хранят традиции, создают уникальную абсолютно парчу по технологии XVI века. Ткани невероятно красивые, на создание пяти сантиметров которых может уйти вплоть до недели», – рассказывает генеральный продюсер Андрей Бегунов.
Съемки, начатые в конце сентября, уже проходили и в Московской, Калужской областях, Великом Новгороде и Праге. В скором времени ожидется последняя командировка в Астрахань. Затем съемочная группа приступит к сценам в павильонах.