В канун Нового года 79 лет назад родился будущий Народный артист России Леонард Варфоломеев. 5 лет, как его нет среди нас. От имени и фамилии остались лишь легенды и образы.
В них он – то создатель монументальных шекспировских героев: римского полководца Антония, родовитого мавра Отелло, преданного друга Короля Лира графа Кента. То – прославленный цирковой борец и «воздухоплаватель» Иван Заикин. То – великий ученый Курчатов или выдающийся металлург, геолог, изобретатель Аносов. То – мятущийся купец Егор Булычов в горьковской пьесе. Эти и другие персонажи отечественной, зарубежной драматургии, воплощенные актером на сцене, теле– киноэкранах, возможно, запомнились зрителю. Наименее известны поклонникам таланта Варфоломеева стали его сказочные образы. Попытаюсь воскресить некоторые из них. Началось все в послевоенные годы в Челябинске во Дворце культуре ЧТЗ с новогодних представлений.
Наш «отрок Варфоломей» хранил в душе и сердце атмосферу света, радости, волшебства тех «елочных» действ, участником которых, вместе с другими представителями драматического коллектива Дворца ,он был. Мажорное звучание музыки, живописные фрагменты, тогда появившейся киносказки Александра Птушко «Каменный цветок» с красавицей Хозяйкой Медной горы – Тамарой Макаровой, производили захватывающее впечатление на юного «лицедея» из рабочезаводского района сурового Танкограда.
Кроме бажовских действующих лиц, в мир фантастики и чудес вовлекали участников спектакля «Двенадцать месяцев» из одноименной пьесы Самуила Маршака, зеленоватые Русалки с Морским Царем в «Подводном царстве» и другие сказочные знакомые появлялись на сцене.
Клара Антонова. Накануне Всемирного дня театра – балет «Анюта»
Пока, наконец, не представал перед ребятишками славный, добрый, живой Дед Мороз. Леонард Иванович вспоминал: «Там были такие прекрасные Деды Морозы – Добротин, Рукавицын». «И Вы решили стать Дедом Морозом?» – допытывалась одна из журналистов. «Я решил стать хорошим Артистом. Дед Мороз– это настоящий артист и у него самая благодарная публика».
В другом интервью на вопрос корреспондента об отношении к роли Деда Мороза Леонард ответил: «Это такое большое счастье!» И вспомнил не только ЧТЗ–эвских Дедов Морозов, но и московских, с которыми он встречался во время своей учебы. Потом работ в столице: «Было это на Кремлевской елке. И по сценарию перед детьми держали речь… «пятерочники» и «двоечники». Я играл не Деда Мороза, а «пятерочника»…Там же получил…уроки дедморозовского мастерства.
Дед Морозов играли знаменитые артисты – Хвыля, Роман Филиппов (помните в «Бриллиантовой руке» Сибиряка: крепкий, высоченный…). Я твердо усвоил правило: дети чувствуют все – нервозность, фальш, халтуру… Зато какими бывают благодарными, когда поешь: «Снежные шапки деревья надели, встретить спешат Новый год…Когда исполняю эту песню композитора Брусса, даже у самого слезы на глаза наворачиваются…Дед Мороз в моем представлении – радостный, огромный, добрый, щедрый. Он умеет танцевать, петь, загадывать загадки. Главное, чтобы детишки Общаясь с ним. смеялись и радовались. Вот,что СВЯТО!»
Из года в год корифей уральской сцены возвращался к своему сказочному любимцу. Ждал. Готовился. Проверял варежки, усы, бороду, мешок для подарков, подбирал новую музыку, песни, прибаутки. шутки, чтобы получше »морозить» малышей. Постепенно превращаясь в лучшего Деда Мороза страны.
Слава уникального южноуральского Мороза докатилась до Великого Устюга, куда съезжались »избранные Деды» со всей нашей бескрайней земли, чтобы в честной борьбе оспаривать «звание супер Деда Мороза России». Не поехал.
Тогда известный журналист Ирина Моргулес с уверенностью заключила: «Но мы и без конкурса знаем: наш Дед всех Дедов дедовее». Так и назвала свой материал в прессе. А в каждый новогодний праздник у Елки вновь и вновь появлялся под бой часов огромный богатырь в шубе с красным атласным мешком и подарками, с дедовским посохом щедрый, бескорыстный, веселый Леонард Морозыч.
Образ Деда Мороза стал самым любимым в репертуаре Артиста и сопровождал ВАРФОЛОМЕЕВА всю жизнь.