Скончалась заслуженная артистка России Наталья Крачковская. Её называли женщина-праздник, женщина-улыбка. Она была заводной и искренней – как в ролях, так и в жизни. К своей необычной внешности относилась с юмором и всегда говорила, что именно крупные габариты способствовали её популярности у режиссёров. Без Натальи Крачковской невозможно представить всеми любимые фильмы: «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Человек с бульвара Капуцинов», «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота» и многие другие.
«Королева комического эпизода» – так называли Наталью Крачковскую. Она всегда поправляла: «Я просто актриса». Об актерской стезе мечтала с детства. Но специального образования так получить и не смогла. Вскоре после зачисления попала в серьезную аварию, долгое время лежала в больнице и почти полностью лишилась зрения. После этого несчастного случая врачи запретили ей продолжать обучение. Однако через несколько лет Крачковская все же вернулась в профессию – и стала одним из самых узнаваемых лиц советского кино. Без ее ярких, лаконичных образов были немыслимы киножурналы «Фитиль» и «Ералаш».
«Всё, что она делала, всегда было ну очень интересно, и самое главное, её любили всегда. Она перекрывала плохие картины своим хорошим отношением и, так сказать, вот этой аурой. И она в жизни была такой же – весёлой, яркой, сочной, всегда распространяющей что-то весёлое и доброе», – отметил режиссер Борис Грачевский.
Сложно представить без Натальи Крачковской советскую комедию. А началось всё с фильмов Леонида Гайдая. Он искал мадам Грицацуеву в свою картину «12 стульев». С десяток актрис пробовались на эту роль. Но «знойная женщина, мечта поэта» стала визитной карточкой именно Натальи Крачковской. Незабвенная мадам Грицацуева в её исполнении оказалась даже более яркой фигурой, чем в знаменитом романе Ильфа и Петрова.
«Я думаю, что она могла бы сделать ещё многое, и порадовать зрителей. Мне доводилось видеть, как люди реагировали, как расцветали улыбками, радовались встрече с ней», – сказал народный артист России Игорь Ясулович.
Крылатых фраз, которые до сих пор повторяют зрители вслед за героинями Крачковской, немало. Колоритная продавщица, эффектная секретарша, жена управдома, яркая хозяйка парикмахерской и, конечно, нэпмановская дама. «Актриса удивительного дарования в пространстве комедийного жанра. Всем известно, что заставить плакать зрителя немудрено, а вот заставить смеяться – и не одного человека, а целую группу людей – это трудно. Она знала природу смешного», – убежден актер Валерий Гаркалин.
В фильмографии Натальи Крачковской – более девяноста лент. Снималась она, как правило, без дублера: найти каскадера с похожей комплекцией было непросто, но ради кино стойко переносила любые трудности и неудобства. Могла сняться в картине и не проронить ни одного слова. Ведь, как сказал Леонид Гайдай, «слова для комедии – не главное, чем их меньше, тем лучше».