Образ человека за роялем не оставляет равнодушными ни поэтов, ни художников, ни кинематографистов. И где же еще брать сюжеты о загадочном и тонком, полном страстей мире музыкантов, как не на знаменитом на весь мир Конкурсе имени Чайковского? Первым идею воплотил режиссер Евгений Ховаев.
Дмитрий Маслеев, Лукас Генюшас, Люка Дебарг и Джордж Ли. Четыре уникальных пианиста, которых объединило стремление к победе, четыре музыкальные судьбы, которые пересеклись в финале Международного конкурса имени Чайковского. Эти музыканты стали главными героями документального фильма «Конкурс». Когда режиссер Евгений Ховаев задумал создать кинолетопись о пятнадцатой музыкальной Олимпиаде, остановился именно на пианистах, ходил абсолютно на все предварительные прослушивания. Сделал ставку на этих четырех музыкантов – и не прогадал. Его фильм о конкурсе – это в первую очередь рассказ о людях.
«Для меня всегда самое важное – это человек в фильме, его внутренняя характеристика, его посыл, его вектор, и для меня все-таки было самым главным, вопрос, который я перед собой ставил, – узнать, что сейчас есть в душе у молодых пианистов, что они несут. Осталось ли там место гуманности, какому-то великодушию, осталось ли место какой-то бессеребренности, есть ли у них все это в душе? Я просто хотел для себя ответить на этот вопрос», — пояснил Евгений Ховаев.
Ответ на этот вопрос занимает весь фильм, который снимался не только в Москве, но и, к примеру, в Улан-Удэ – на родине обладателя первой премии конкурса Дмитрия Маслеева. Камера следила за музыкантом и другими героями и на репетициях, во время отборочных туров, и даже за несколько секунд до выхода на сцену. В дни конкурса судьбы участников превращались в настоящий экшн. Тревожные, радостные, напряженные моменты составили документальную ленту. Ленту о конкурсе, который дает путевку в большую музыкальную жизнь.
«Это для меня знаковое событие оказалось, конечно, которое, можно сказать, изменило мою жизнь полностью. Это один из самых крупных конкурсов, и это, безусловно, явилось действительно большим событием в музыкальном мире, и я не раз повторял, что, на самом деле, я с удовольствием бы был на этом конкурсе в качестве слушателя. Это было бы для меня крайне интересно, но судьба распорядилась иначе – я был на сцене», — признался Дмитрий Маслеев.
Сыграл Дмитрий Маслеев и на сцене Дома кино во время презентации фильма, исполнил, конечно же, Чайковского. Поместить портрет композитора в центр афиши своего документального фильма режиссёр Евгений Ховаев мечтал ещё пять лет назад, когда учился во ВГИКе, в мастерской Сергея Мирошниченко. Но за XIV Конкурсом Чайковского наблюдал только как зритель. Уже тогда понимал, что интересно публике, которая пристально следит за музыкальным форумом: тайны закулисья, откровения пианистов, жизнь вне сцены. Собрать такие уникальные кадры в одном фильме было непросто, понадобилось время, чтобы музыканты захотели делиться своими секретами.
«Трудно было, они очень тяжело снимали, они выбрали стиль репортажного кино, следили в кулуарах за нашими исполнителями. Достояние нашей страны – это музыка и музыканты. Хотя я кинематографист, но могу честно сказать, что я считаю, наши музыканты – они, конечно, люди более высокого полета», — прокомментировал режиссер, заслуженный деятель искусств России, продюсер фильма Сергей Мирошниченко.
Создатели фильма признаются: судьба их ленты зависит от главных героев – пианистов. Чем выше они будут подниматься по музыкальному олимпу, тем ценнее будут документальные кадры их первого серьезного взлёта – участия в XV Международном конкурсе имени Чайковского.