25 лет прошло с момента открытия музея-заповедника «Аркаим». Задолго до падения метеорита был древнего поселения привлекают Южного Урала как туристам, так и профессионалам.
Почему люди бегут?
Эльдар Gizzatullin, «АиФ-Челябинск: в чем, на ваш взгляд, Аркаим повлияло на мировоззрение Южного Урала?
Геннадий Зданович: говоря о какой-то раннее влияние. Речь ведь идет о формировании в сознании южноуральцев картину мира. Для того, чтобы люди понимали пространство вокруг них, трепетно и бережно относились к природе региона. И, следовательно, понимание того, что вам нужно, и окружающим вас людям, и экономике. Но проблема в том, что у нас есть люди, которые бегут со своей родной земли — они бегают везде!
Мы много говорим про заводы, но, прежде всего, на наше естественное и комфортное жилье влияет на осознание исторической значимости региона, включая своей древности.
Ни один свод. Язвы впервые победил в Челябинске
По отношению к арке, я часто использую слово «место» в его Евразийском смысла, как ее понимает н. Бердяев, Гумилев. И арки есть музей космонавтики. Когда мы создавали музей, мы хотели показать связь времен — от древних времен до наших дней. Географическое положение также играет свою роль в сознании простого человека это просто глухая степь. И мы хотели избавить южноуральцев от этого восприятия.
Разве что — то изменилось?
— Знать-то положительные изменения. Главное — люди поняли, что археология не может быть отодвинута в сторону. Появились влияния на должностных лиц, государственных служащих. Ради археологии был остановлен огромную строительную площадку. Но она вложила немалые деньги, подготовили проект. Я говорю о строительстве водохранилища. Решение, казалось бы, было сделано, и оспорить его не удастся. Вам не нравится ситуация? Однако, проект был закрыт, и арка была сохранена. И археология была признана важной и актуальной.
Очень важно дать человеку понимание, что мир вокруг него имеет смысл. Летом я работаю в экспедиции в сельскую местность и посмотреть, как много брошенных людей — с точки зрения смысла существования. Мы можем дать этот смысл?
Как привлечь туристов?
— Может арки для продвижения заявленной государством политики развития внутреннего туризма? Как?
— Власти давно говорят об этом. А если Южный Урал, чтобы увидеть, удивиться ему. Мы не знаем, и поэтому не удивился. Туризм не возникает сам по себе. Что понимается под органами власти в рамках развития туризма? Они имеют в виду деньги и только деньги. Когда речь идет о лесах, охота, Тургояк, на самом деле это означает одно — деньги!
Но настоящий туризм-это удивление человека, желание получать знания. Я уж не говорю о магазине, и интеллектуальный туризм. Потенциал для этого есть. Мне, например, обидно, что мы говорим много о горах и озерах. Но то, что о степном? Никто не знает и не изучает. И южноуральских степях может привлечь туристов своей обширности, открытости, уникальности флоры и фауны.
Я думаю, люди будут выбирать между озерами и дикой природой первого.
— Пустота степи обманчива. Вы знаете, как раньше обозначалась на старых картах место, где он открыл поселение? Аркаим пустыри, земли из ничего. Оказалось, что это связано с богатой историей и культурой, которая существовала четыре тысячи лет назад и повлияли на мировой исторический процесс. Такие находки действительно может изменить восприятие людей и их отношение к своей земле.
В современное время, в период расцвета Российского государства казаки жили здесь. Они ощущали себя нужными, потому что мы были на переднем крае освоения новых земель на пути в Сибирь и Дальний Восток. Затем здесь освоили целину — да, возможно с ошибками, но территория была точка. В чем смысл? Я надеюсь, что наука поможет изменить отношение к родной земле и туризма может дать новый импульс развитию территории.
— А можно ли привлекать иностранных туристов? Они есть, но все равно их мало.
Топ-5 самых красивых объектов культурного наследия Южного Урала
— Вы знаете, что опрос проводился в ЕС, и оказалось, что каждый третий человек хочет приехать в Аркаим, которую многие знают как прародина индоевропейцев? Сегодня мы приехали не только европейцы, но и известные люди из Индии, Пакистана, Китая, и Японии. Но это в основном ученые, некоторые энтузиасты. Какая массового международного туризма может идти речь, если на дороге между Челябинском и арки (а это пять часов) только пару туалетов? Мы уже подсчитывают барыши, мечтая о туристах, и мы должны думать о дорогах и всей инфраструктуры туризма.
Мы должны быть удивлены!
— Ты уже успел с тех пор приблизиться к разгадке этой тайны Аркаима? Кто они были? Что еще непонятно?
Арки будут изучать в течение более чем одного поколения. Огромный интерес ученых. На Кургане есть Каменный сарай (Карталинский район) недавно работал с экспедицией Института археологии из Берлина и академические экспедиции Екатеринбурга совместно с ЮУрГУ (Андрей Епимахов). Укрепленное поселение и некрополь «степной» раскопки археологи из США, Великобритании и ХСС (с моим участием и Елена Куприянова). С крупнейшими университетскими лабораториями Японии, ученые из ЧЕЛГУ совместно изучали историю климата Южного Урала. Тема чрезвычайно интересная, так как связана не только с древностью, но с Современные проблемы колебаний климата.
Если вы вернетесь к пункту, это наш основной представление, что жители загородных поселков и арка была про-индо-Европейского, подтверждаются новыми фактами. Скорее всего, это те люди, которые называли себя Арийцами.
— Есть ли места на Южном Урале, что стоимость может возрасти на одном уровне с аркой? Также для привлечения туристов и ученых?
— Невозможно сравнивать. У нас так много замечательных, мало изученные: Демидовские заводы, наследие пласт… все это нуждается в современной интерпретации и интересной подачей материала. К сожалению, такой работой мало кто занимается. Не потому что я не хочу. Очень сложно найти средства на научные исследования.
— Какие другие формы продвижения нашего исторического и археологического наследия, все еще остаются неиспользованными, на ваш взгляд?
Эффект бабочки. Фигурки из Аркаима имеют сходство с идолами острова Пасхи
— Снова возвращаясь к тому, что мы не обращаем внимания в степь. Вы не должны обитать в рамках проекта «Синегорье». В распоряжении Министерства культуры, это замечательный проект Института наследия имени Д. с. Лихачева на выделение участков в степной зоне Челябинской области. Почему бы не организовать экспедицию в казачьих станицах — Фершампенуаз, Кизиле леща? Конечно, есть очень многое разрушено, но часть уникальной этнографической среде сохраняется. Это будет увлекательное путешествие! Я повторяю, что мы должны быть удивлены! Я сам являюсь человеком, который на Южном Урале, но не перестаю удивляться тому, что с краю. Мы пока не знаем. А как можно любить то, чего не знаешь?
Здесь, в Европе, руководство почти возле каждого дома можно останавливаться и говорить об этом бесконечно. Пока мы не начнем с тем же любопытством и любовью относиться к каждом уголке нашей земли, массовый туризм, мы не увидим.
Кстати
Одна из самых известных статуй, которые связаны с Аркаим — «человек, смотрящий в небо». Копию ее даже дал Владимир Путин. Одни говорят, что статуя на самом деле из других мест.
«Есть один секрет, — сказал Геннадий Зданович. — Статуя действительно была найдена в другом месте, а именно под Кустанай, в колхозе имени Мичурина. Но похожие по стилю и обработка каменных фигур мы находим везде на Южном Урале.
Был случай, когда тур Хейердал во время своих раскопок на острове Пасхи подошел местный житель и попросил три долларов. В благодарность туземцев показал археолог в пещере, заполненной огромным количеством мелких статуи домашних богов — эти цифры были в каждой семье на этот остров. Когда я увидел свои фотографии, я был поражен: некоторые цифры были один в один похожи на Уральские находки! Где здесь сходство? Не понятно. Возможно, что мы тоже найдем, домашних богов наших предков. Эта тайна еще ждет своего объяснения».