«Мисс Марпл». Челябинская библиотекарь знает секреты Агнии Барто

Как судьба графини Толстой, Игорь Губерман и Елкана? Почему маленькая Юнна Мориц принесли маме на алкогольном рынке? И с кем он учился вдова одного из 26 Бакинских Комиссаров?

Ответы на эти вопросы знаю, Надежда Капитонова, один из самых известных южноуральских библиотекари, которую называют «мамой» и даже «мисс Марпл». Долгое время она заведовала областной детской библиотеке имени Маяковского, и ее рассказы о переплетение судеб известных людей из Челябинска могут быть отдельные библиотеки.

Надежды и потери

Гизатуллин Эльдар, «АиФ-Челябинск»: это правда, что тебя назвали в честь надежды константиновны Крупской?

Надежда Капитонова: Правда. Папа и мама были отправлены в Академию коммунистического воспитания имени Крупской в Москве — это направление, так как конкуренции не было. Мама ушла в библиотеке факультета. В общежитии Академии я, ребенок, и принес. Так было предопределено. Как имя, наверное. Кстати, очень популярен в свое время не только Крупской, но и из-за жены Сталина. Состав студентов был необычным. С мамой, например, изучал вдова одного из 26 Бакинских Комиссаров. Затем она стала директором музея Ленина в Москве.

В 1933 году отец был арестован. Мать — в 1935 году. кстати, ее нашли — она работала в другом месте и с отцом они не были зарегистрированы. В то время было распространено только после войны, все строго обязаны регистрировать отношения. Когда мы в начале войны, был направлен для грузовых вагонов в Караганде (мы вернулись через полтора месяца), мой папа был единственным мужчиной в машине, и он косился, мол, почему не на фронте? И у него «билет», которой было запрещено иметь оружие. Но в Караганде его не смотрел, и быстро отправил его отец на фронте. Он вернулся в 1946 году.

— Участь твоих родителей не позавидуешь.

— Вы были гораздо более тяжелая история! Мне дали почитать книгу одна женщина. Она была дочерью кулака Ивановской области.

Неземная любовь. На кого хотела выйти замуж за Солженицына в Южном Урале

Ее семья была отправлена в Магнитогорск. Здесь умерли ее родители, и она смогла окончить ПТУ. Однажды она поехала на малую родину, занял деньги и куртку от моей тети, и она сказала, что ее племянница обокрали. Очень молодая девушка была арестована, она прошла лагеря, на Лесоповал. А затем продолжил свою карьеру и работал на строительстве нашего Дворца спорта «Юность».

Челябинская жены

— Почему после того, как вы назвали «мисс Марпл»?

— Наверное, потому что я люблю находить необычные истории, исследовать переплетения судеб. Вы знаете, молодой поэт Мориц? Знаете ли вы, что ее отец, Питер Миллер, во время войны работал в Челябинске? В списке эвакуированных, он был указан в качестве руководителя транспортного подразделения завода № 541. В этом заводе, который выпускал боеприпасы, располагался в настоящее время Челябинский государственный педагогический университет. Отец достал спирт, но он не пил, так дал алкоголь, чтобы его жена и маленькая дочь. Они изменили алкоголя табак для него на рынке лифту, который располагался на месте нынешнего театра. Живой Морича в подвале дома на месте, где возведен после магазина «школьник».

Однако, на военных Челябинске есть много интересных воспоминаний и наших соотечественников. Например, книги Юрия Рязанова «весенние возле дома.» Он рассказывает, как играл с друзьями у развалин храма на алом поле, ловить рыбу в Миассе. Помню первый и последний день войны. Книга была опубликована в 1991 году в Екатеринбурге. Жаль, что мало кто читал это.

— Это правда, что в воспоминаниях Челябинская нашли в имена известных людей?

— Это произошло с книгой писателя Юрия Лебединского «воспитание души» Челябинска во время Первой мировой войны и Гражданской войны. Он и Александр Фадеев был женат один раз на две сестры Герасимова (кстати, они тоже из Челябинска). Вдова Юрия графиня Лидия Николаевич Толстой был писатель, знал, Цветаевой и многих других знаменитых писателей. Когда я изучал биографию Лебединского, жиры в Москве и обнаружили, что чем человек образованней, тем легче. Мы начали общаться, она приезжала несколько раз в Челябинске, например, в 1998 году 100-летний юбилей мужа. Потом быстро вернулся к стене бывшего реального училища, где учился Libedinsky, бляха. В ходе борьбы с коммунистическим наследием (книги Лебединского считалась слишком Советский) она должна быть удалена.

Историк Владлен Феркель: «Пугачев не привели восстания»

И опять переплетение судеб! Получается, что зять графини Толстой не кто иной, как поэт Игорь Губерман! Он предложил пройти «Губерман в Челябинске — Лебединского». Он сразу согласился, приехал. Я построил маршрут. Нашли, например, что Libedinsky были друзьями и учились вместе с одним из сыновей самого Елкенаха. Старшего Елькина (первой Гильдии купец Яков Елкин, в честь его сына Соломона, революционная, названа улица в Челябинске. — Ред.) был в типографии, на месте нынешнего памятника нищему на Кировке.

— И пришел в мир программа о Губермана в Челябинске?

-Случилось, но не до такой степени, как предполагалось. Помню, Губерман хотел увидеть в следственный изолятор, где он когда-то сидел, ожидая отправки в лагерь поэт-диссидент Губерман обвиняют в 1979 году в производство икон и приговорен к пяти годам лишения свободы. — Ред.). И тюрьма находится между улицами артиллерийской… Лебединского! Представляете, какая ирония?

Губерман стоял там, был очень тронут.

Я знаю, что вы говорили с Эрнстом неизвестным.

— Неизвестный я нашел доказательства того, что его отец и дед жили в Верхнеуральске, чего он не знал. Но я больше общался с его матерью, Дижур Белла Абрамовна. Потрясающая женщина! Однажды она сказала мне: «я могу принять то, что я 103-й год, но мой сын 80, никогда!» Она обладала необыкновенным чувством юмора. И я познакомился с ней в одном скучном собрании в Свердловске. Она писала детские книги на научно-популярные темы.

Кстати, Неизвестный снял маску смерти Лебединского. Я был в гостях Лидия Колон. Она держала маску в картонной коробке, в одеяло младенца. Сказал мне: «мне тяжело смотреть на нее. Если хочешь, возьми в Челябинске». Я написал письмо тогдашнему мэру, Тарасов, и поэтому маска была у нас в городе. Таких встреч у меня много — я думаю, Бог дал мне магнит, который притягивает интересных людей. Лекции Кассиль

— Кого из детских писателей вы судьба?

— Конечно. Я учусь в Москве и встречался не только детских писателей. И Сталин видел в гробу — в прямом смысле. Писатели играли на недели детской книги, как мы видели и Самуила Маршака и Корнея Чуковского. Лев Кассиль выступал в Институте.

В библиотеку! Челябинск предлагает бесплатное обучение татарского и башкирского языков

В 1972 году я был включен в состав первой делегации советских детских писателей в Германии. Было 14 писателей и двух библиотекарей из Москвы и Челябинска. Но делегацию возглавлял Агния Барто. Мы почти не общались. Она, кажется, воздвиг стеклянную стену между собой и окружающими. Говорили, но ничего более. Я думаю, что повлияло на ее личную трагедию. Однажды она отругала своего сына, и он обиделся, выскочил во двор, взял кто-то из друзей велосипед на улицу и попал под машину. Скажи мне, что жизнь Барто винила себя в смерти сына.

— Вы думаете, что я собираюсь писать книгу о своих встречах.

— Получается, у меня больше сказать, чем написать. Я почти 40 лет вел на областном телевидении программу «встреча с книгой». Хотя он работал директором детской библиотеки, и общение с детьми не хватает, и передача была как спасательный круг. Мне 18 лет депутат, а значит постоянно тратить время на всех сессиях. Или заседании кафедры культуры, где им пришлось выслушать четыре часа монологов головы, и если злоупотребления есть, так что лицо, привлекаемое к полуобморочном состоянии.

Так передача была отдушина. Всякие вещи были. После того, как оператор был в отъезде во время съемки, и камера съехала и показал свой живот. И ничего, живут, и я продолжаю говорить. Когда передачу закрыли, меня пригласили на радио. Сейчас я рада, что я там работаю. Вы знаете, с какой формулировкой тетя Валя, Валентина Леонтьева уволили? «За неявкой». Хотя в сказку, с кем вести переговоры, если не бабушка? И я продолжаю работать программа «брось все и читай!» — Я без книг никак.

Досье

Надежда Капитонова. Родился в 1931 году в Москве. Окончил Московский государственный библиотечный институт в 1953 году. он работал в областной детской библиотеке имени Маяковского в Челябинске, был его директором с 1966 по 1986 год. В 1978 году он получил звание заслуженного работника культуры РСФСР.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.