Испанский кинорежиссер Карлос Саура знаменит своими музыкальными лентами – о фламенко, танго, фаду. Но даже поклонники его картин далеко не все знают, что начинал он как лидер интеллектуального кино. И в этом качестве был участником самых знаменитых мировых фестивалей. Сегодня Карлосу Сауре исполняется 85 лет. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Борьба за свободу, гражданская война, отношения с властью – эти темы в 1960-е захватили Карлоса Сауру. Но во времена режима Франко в Испании снимать об этом – как ходить по лезвию бритвы.
«Что касается меня, я отношусь к категории выживших. Но цензура для меня была кошмаром. Больше всего убивало то, что я создавал фильм, а они его разрушали», — говорил Саура в одном из интервью.
Обходя жесткую цензуру, Карлос Саура стал мастером иносказаний.
Кинокритик Лариса Малюкова рассказывает: «Вначале он использовал эзопов язык в своих произведениях. Эти фильмы — притчи, аллегории, полны метафор. Среди них — "Выкорми ворона", "Анна и волки"».
«Анна и волки» — картина, где каждый образ — символ. Главная героиня загнана в угол и жаждет свободы. Она – прообраз народа, который пытается бунтовать против диктатуры и, освободившись, погибает.
«В этих лентах реальность смыкается со снами. И так же, как "архитектор сновидений" Бунюэль — его учитель и друг, — Саура умел сшивать это без склеек: реальность, воспоминания, сны, детство», — отметила Лариса Малюкова.
В мир снов и фантазий когда-то ушел и великий Гойя, о котором Саура снял драму. Он показал, что художник не безумен, а нафантазировал другой мир, чтобы уйти от запретов. Сам Саура выбрал тот же путь.
После падения режима Франко у Карлоса Сауры – карьерный взлет. Он радикально меняет тематику. Теперь в центре его внимания – танец и музыка.
«Саура был и является режиссером, который очень точно может совместить ритм музыки, ритм танца, и ритм кинематографического повествования», — подчеркивает кинокритик Сергей Лаврентьев.
Фламенко для Карлоса Сауры – это философия. Он говорит, что тело танцора как будто разделено на две половины: «От талии к низу оно принадлежит земле, топчет ее, создавая определенный ритм, а та, что выше – лицо, руки — принадлежит небу. Все устремлено вверх».
В 1980-е Саура снимает музыкально-хореографическую трилогию: «Кровавая свадьба», «Кармен» и «Колдовская любовь». И во всех трех фильмах главная роль – у знаменитого танцовщика фламенко Антонио Гадеса. И до сих пор танец – главная тема фильмов Сауры.