Вчера вечером в подмосковном Домодедове закончил работу XXI Фестиваль архивного кино "Белые Столбы". Он был почти весь революционный в этом году. Была Лениниана, к примеру, с Иннокентием Смоктуновским в роли вождя. И тени прочих революций мерцали на экранах – "Дантон" Анджея Вайды с Жераром Депардье. Чёрная комедия Луи Маля "Вива, Мария!" о революции придуманной. К юбилею режиссера Юлия Файта, который отметит в марте 80-летие, в программе фестиваля — его работы, в том числе и "Мальчик и девочка" — картина, много лет пролежавшая на полке. И конечно, непременные архивные находки. В этот раз это, к примеру, материал, снятый для фильма Григория Александрова "Весна", и в картину не вошедший. Рассказывает Ирина Разумовская.
Одна из главных находок Госфильмофонда этого года – фильм "Богатый Яша". Его буквально нашли на помойке. 20 лет назад мальчик шёл в школу и увидел бобину среди капусты в магазине.
Тем, что удалось восстановить немую ленту 20-х по крупицам, здесь гордятся. Поэтому она открывает церемонию закрытия фестиваля, который в очередной раз прошёл на "ура". Одна из его главных программ была посвящена столетию революции.
"Мы разговаривали с зарубежными гостями, участниками фестиваля. Они были восхищены этой программой. Настолько хорошо она была составлена, и то, что они видели, они видели, естественно первый раз. Такое восхищение я никогда не видел!" — отмечает директор Госфильмофонда Николай Бородачев.
Получивший в этом году приз "За вклад в отечественное киноведение" Олег Ковалов говорит, что подобранная Лениниана произвела на него очень сильное впечатление.
"Меня поразила работа Смоктуновского в фильме "На одной планете", потому что мы знаем образ Ленина, который Щукин воплотил – энергетичный, непоседливый, неугомонный, знающий ответы на все вопросы. А великий Смоктуновский показал Ленина философа – ироничного, раздумывающего, принимающего странные решения в политике, как в шахматной партии", — рассказывает киновед Олег Ковалов.
Впервые за историю фестиваля статуэтка отправилась к тапёру: 20-летний Филипп Чельцов получил приз с формулировкой "за возрождение искусства тапёра в России". Среди лауреатов этого года – архивист Госфильмофонда Наталья Чертова и кинокритик Лариса Малюкова.
"Очень почётно, когда коллеги, кинокритики, историки кино замечают твою работу. Для кинокритика это вообще страшно приятно, и я считаю, что это большая честь", — подчеркивает кинокритик Лариса Малюкова.
Под занавес "Белых столбов" между вручением заветных статуэток показывали еще раз студенческие работы известных кинематографистов – Абдрашитова, Краснопольского, Ускова. Александр Митта представлял ленту своего друга и однокурсника – режиссера Юлия Файта, чьё 80-летие в этом году фестиваль отмечал целой программой. В далёком 1958-м Митта озвучивал курсовую Файта "Маяка с реки Бикин".
"Он интересовался документальным кино, когда им никто не интересовался. В Советской Союзе его не было, только как официальное. Перечисление праздников, а про личную жизнь никто ничего не снимал", — рассказывает режиссер, народный артист России Александр Митта.
На этой неделе действительно стоило побывать в Белых Столбах. Для тех, кто упустил возможность увидеть эти раритетные ленты, Госфильмофонд вдогонку откроет "Эхо фестиваля архивного кино "Белые Столбы" уже в "Иллюзионе", в Москве.