Зaкрытиe фeстивaля aвтoрскoгo кинo «пoлный Aртxaус» был пoкaзaн фильм «мoнax и бeс». Прeдстaвлял фильм сaм Рeжиссeр Никoлaй Дoстaль – нaрoдный aртист Рoссии, лaурeaт мeждунaрoдныx кинoфeстивaлeй, прeмий «Зoлoтoй Святoй Гeoргий», «ТЭФИ», «Никa», «Зoлoтoй Oрeл».
Грязь и сeрoсть. Oн признaлся, чтo в Чeлябинскe нe придeт
O тoм, чтo дoрoгo eму, гeрoй фильмa «мoнax и бeс» и пoчeму вoкруг eгo тeлeсeриaлe «Штрaфбaт», в мaтeриaлe «AиФ–Чeлябинск».
«Тaм будут нaпaдeния нa мeлoчи»
Иннa Пaнкoвa, «AиФ–Чeлябинск»: Никoлaй, кoгдa в 2004 гoду нa кaнaлe «Рoссия» пoкaзaли сeриaл «Штрaфбaт», то ему потребовалось довольно благожелательно, он получил высшую телевизионную премию «ТЭФИ». Но это было почти 10 лет, и начинала звучать иная оценка. Начал писать, что это не так, это не правда, отрицание героизма народа и т. д. Почему это происходит?
Николай Досталь: причины, что начала меняться ситуация в стране изменилось отношение Сталина к победе. Возник культ победы в Великой Отечественной войне, а я и не умаляет значение победы для нас.
Мы ввели какое-либо определенное мнение, и в «штрафбате» не все так однозначно про нашу войну. Нас упрекают, что мы показали «не» штрафник, что эти люди не брали на фронт, что ни генералы у карты и так далее.
Когда я прочитал сценарий, то увидел много нестыковок с тем, что предписано воинскими уставами. По этой причине мой Автор сценария Эдуард Володарский рассказывал мне: «гладко было на бумаге». Своей штрафной площадке сказали, что когда в 1942 году он был довольно отчаянное положение на фронтах, часто бродил, просто хотелось бы больше людей для отправки на фронт – в том числе из тюрем, из лагерей.
И священник был в штрафбате, только крест, который он носил. Мы решили, что в нашем фильме, священник будет носить крест. Да, это наше предположение, но это было важно для нас, чтобы отметить этот момент, что священник борется с солдатами на линии фронта.
Ветеран, воевавший в штрафбате после просмотра фильма, мне сразу сказал и Эдуард Володарский, «вы будете атакованы в деталях, но ты не соврал в одном: что штрафников также выделила кирпич в мощный фундамент, назвал победу». И для нас это очень важная оценка.
«Нам не стыдно за этот фильм». Актер на съемках фильма «28 Панфиловцев»
Подробнее
«Я очень зол с ГКЧП»
– Давайте вспомним фильм «облако–Рай». Он получил многочисленные награды, играли там в первый раз в кино, наш земляк, известный актер и клоун Андрей Жигалов… кстати, почему он выбрал именно эту роль?
Скрипт, который был написан Георгия Николаева, под названием «звездный час по местному времени», и предполагалось, что фильм будет иметь такое же имя. Этот сценарий был написан для Георгия Данелии, он был моим преподавателем на высшие режиссерские курсы. И вот однажды мне звонит Данелия Георгий и говорит: «читать сценарий». Он в это время были другие планы, он снимал другое кино.
Мне понравился сценарий, сказав: «я готов стрелять». Начали искать актера на роль главного героя. Среди прочих на эту роль пробовался и Женя Миронов, затем вышел из эстрадно–циркового училища Андрей Жигалов. Это был большой образец, он мне понравился, и Данелия.
КГБ и любви. Олег Асадулин снял сериал о любви в эпоху позднего Брежнева
Название фильма-это целиком заслуга Андрея. Как-то во время съемок он подошел ко мне и сказал: «я написал песню» и спел мне песню под названием «облако–Рай». Я назвал писателя Николаева и сказал ему, что название фильма будет по-другому, не так долго… потом Владимир Машков поставил спектакль «табакерки», который назывался «Звездный билет местному времени», и если есть роль, которую играет Евгений Миронов.
– Критики считают, что «облако–Рай» одним из десяти лучших российских фильмов 1990-х годов…
– Однако в Год выхода картины на массового зрителя, по сути, не видел. Фильм был выпущен в то время, когда всем было не до кино. Смотрите сами. «Облако–рай» в 1991 году на фестивале в швейцарском Локарно получает «Серебряного леопарда». Я летаю из Женевы в Москву в ночь на 19 августа 1991 года. Рано утром звонит телефон, я думаю, уже узнали о награде, кто поздравит вас. Беру трубку, звонит мой друг Александр Бородянский и сказал: «ник, включи телевизор, у нас путч, ГКЧП…».
И тогда я был очень зол на ГКЧП, они мне весь праздник испортили. И в офисе, и везде кстати, никто не заботился о фильм «облако–Рай». В России, позже он посмотрел, когда он вышел на диске, когда его показывали по телевизору.
Кстати, я не ожидал, что «облако–Рай», так что теплый прием за границей, эта картина побывал в десятке стран: от Японии до США и от Финляндии до Швейцарии.
Малоизвестные страницы
В 2011 году на экраны вышел сериал «раскол», который отражает исторические события XVII века, связанные с расколом в Православной Церкви в 2016 году – фильм «монах и бес». Лечение религиозные темы не очень характерно для наших кинематографистов, и к расколу, который никогда не рассматривался…
– Если внимательно посмотреть на телевизоре фотографии, вы увидите, что все они посвящены малоизвестных и трагических страниц нашей истории. Этот «Штрафбат» и сериал «завещание Ленина», главный герой которого, великий русский писатель Варлам Шаламов. В нашей стране его произведения «не читал» в полной мере, он всегда оставался в тени Александра Солженицына.
Раскол, который произошел в XVII веке, представляет собой разлом в обществе, которое дошло до наших дней. Как и Солженицын, не было бы XVII века – не было бы 1917. Сейчас раскол между богатыми и бедными, между власть имущими и простыми гражданами.
Зритель идет. Режиссер Ангелина Голикова о киноиндустрии и патриотизма
Подробнее
После выхода этого фильма, в котором мы стремились отразить сложный исторический период, верующие говорят мне «спасибо». И затем бывало, что староверы почти сектанты; они не сектанты, а такие же православные люди.
Проповедовал нестяжательство
Монах Иван, главный герой фильма «монах и бес» – это собирательный образ или у него есть прототип?
– Надо сначала сказать, что сериал «сплит» мы снимали в Кирилло–Белозерском музее–заповеднике. Там рядом с Нило–Сорского пустыни – бывший православный монастырь в Вологодской области, где в XV веке жил преподобный Нил Сорский. Я люблю его, что проповедовал nestyazhateli, это был главный мотив его жизни: монахи должны жить только по их работе.
Нил Сорский считал, что даже земли монастыря должны дать, потому, что монастыри были богаты, и земли у них было много. Почему я считаю этот разговор важным? Посмотрим, что происходит с нашей РПЦ? Это самая богатая структура, и тема нестяжательства там практически не возникает. Мне кажется, что это не правильно.
А в XIX веке в Нило–Сорской пустыни жил Иван Семенович Шапошников, праведники бедны. Он обладал некими сверхъестественными способностями, многие лечили. И этот праведник тоже мне запала в душу.
Путь к славе. С. Маковецкий — театр Вахтангова и табу на демоническую роль
Потом, когда я был в Великом Новгороде, посетил Софийский собор. Там лежат мощи св. Иоанна Новгородского. Его жизнь говорит о том, что когда-то Иван был монахом, который поймал беса в рукомойнике. Дьявол взмолился: «отпусти». Сказал Иван, «я пойду, если ты возьмешь меня в гроб Господень». Он взял монаха в одну ночь и вернулся обратно. И начал мстить: чтобы бросить в клетку женские бигуди, маш и так далее.
Монахи увидел это и решил наказать Ивана: они схватили его, привязали к плоту и сбросил в реку Волхов «плавать от нашего монастыря». Плот и поплыл в противоположном направлении, против течения. То есть, случилось чудо.
И тогда монахи вернулся Иван в монастырь. Позже он стал игуменом монастыря Иоанна из Новгорода был причислен к лику святых. Вот на основе этих двух рассказов Юрий арабов написал сценарий и был наш герой – монах Иван, которого играет Тимоти трибунала.
– Это фильм о том, что в каждом человеке борьба, условно говоря, добра и зла?
– По жанру фильм скорее ближе к трагикомедии, особенно в первой половине фильма есть смешные моменты. Мы хотели что-то серьезное, чтобы сказать с улыбкой. Трагикомедия – Жанр, который сочетает в себе смех и слезы. Все это должно быть в фильме, У меня в каждой картине есть юмор: в «Штрафбат» и «завещание Ленина»…
Что касается вашего вопроса, для меня важно было донести мысль, что дьявол может бороться и любить. У нас есть популярная фраза: добро должно быть с кулаками. На мой взгляд, это не так. Где кулаки – нет любви, и добра немного…