Мoжeт быть, пoслe тoгo, кaк вoрoтa были дeйствитeльнo крaсныe, a тeпeрь oни были цвeтa зaри — рoзoвый, с мoркoвным oттeнкoм. И сaм дoмик кaк будтo из скaзки: Сoлнeчный, вeсeлый, a нa вxoдe — кoлoкoл (xoтя electrosonic имeeтся). Пoд нoгaми прoшлoгoдниe дубoвыe листья, я дeргaть зa нитoчки, и кaк xoрoшo стaнoвится нa душe. Удивитeльнo, чтo сoсeди oтгoрoдились oт этoй крaсoты являeтся двуxмeтрoвым зaбoрoм из прoфнaстилa.
Бeндeр сущeствoвaл! Oн рaбoтaл на ЧТЗ и воевали с силовиками
Владелец был стать его домом только: небольшой, наверное, метра полтора. Один раз у нее были ямочки. Черно-белые портреты висели на всех стенах: домохозяйка, муж, дети, работники ЧТЗ, несколько встреч, рабочих групп, строительных…
«Мой муж был фотографом, — говорит Тамара Федоровна. — Он захватил всю нашу жизнь».
Она взялась за перо в 87 лет. Это произошло совершенно случайно: мы ходили с дочкой на проспекте Ленина и забрел в музей ЧТЗ. Там как раз пришла женщина и принесла тетрадь со своими воспоминаниями. Я думал, что я должен рассказать людям о том, как родилась завод, как жили первые трактора.
Два года родился в этих воспоминаниях. Тамара Федоровна рассказала о своей семье, о том, как его отец, идейный Казак из села Миасского, в 1932 году, ушла из дома, взял с собой жену и пятерых детей и поселились в землянке на типа партизанской землянке. Вот люди, плохо одетые, грязные, но все равно радует, построил легендарный завод.
Кормят и своих, и чужих
Мы жили в Буденовке (по документам — поселения горское). Сегодня это перекресток улиц героев Танкограда и салют. А потом была казарма — улицы Марченко и Бажова. Был шестой участок — между деревня буденовка и сад Победы, там был kupatilo (небольшой киоск), где есть вода — горячая и холодная. Возле нашего дома было женское общежитие, где жили девушки, которые работали на ЧТЗ (эвакуирован из Орловской, Тамбовской и других областей), с которыми мы дружили. В бараке было печное отопление, одна из девушек постоянно грелся у печки и всегда были ее щеки при стирке от прикосновения к печи. Кровати были двухъярусными, и разделял их только столы, вещи хранились в хранилище. И так второй, третий, пятый, шестой, седьмой части строятся вместе с ЧТЗ.
Туалеты были на улице, выгребные ямы, и чистить их ювелирами. Лошадь, запряженная в телегу, на которой стояла бочка, и было ведро на длинной палке (как сеть).
Мужчина зачерпнул содержимое туалетов это ведро вылил все в бочку и вывезли за пределы жилой зоны. Дороги были естественные, то есть, грунтовым, неровным, и из ствола в колее часть содержимого выплеснулась. И он идет, поет, и даже есть что-то, счастлив…
В Центре Этого Кладбища. 10 фактов о ЧТЗ
Подробнее
Это ощущение счастья пронизывает страницы воспоминаний. Тамара Федоровна рассказывает о том, как в 1957 году, компания получила земельный участок и начали строить настоящие дома. Помогали все родственники, друзья и знакомые — подошел, спросил он. Поэтому многие люди делились, никто не пришел, чтобы забрать деньги за работу. Инструменты остались, не ушли. Дети бросились на толпу, и сели кормили в каждом доме и своих, и чужих.
Судно на первом озере
И, конечно, первое озеро! Там была лодочная станция с лодками и катамаранами. Было пирса, к которому ошвартовался теплоход «Урал». Это был прогулочный катер, стоимость билетов для взрослых 20 копеек, детский 10 копеек в час. По будням, дети прибегают к морякам привезли из своих садов помидоры, огурцы, картофель. Корабль доплыл до середины озера, где все вместе, ловили рыбу, варили борщ, вареная картошка, и с большим удовольствием съел всю команду корабля, и дети. Сколько в этом было романтики и хорошее!
Тамара Федоровна показывает старые фотографии корабля, с катамаранами, но на заводе, на станках. Везде улыбающиеся лица. Я спрашиваю недоверчиво: неужто не унывает? Здесь, в мемуарах, написанных как семья одевалась: «ватником белый бязь с деревянными пуговицами. Какие кнопки? В обструганная палка, разрезать на куски 1,5 см, просверленное посередине и все. Мама была сшита «паранджа» — это был сшитый материал с небольшим слоем ваты и резиновые калоши».
«Как бедно жили, была радость, — говорит Тамара Федоровна. — Люди видели свет в конце туннеля, у них была надежда. Было уважение друг к другу. Это было уважение начальства. И теперь все деньги сделали».
Где пройти Зальцман?
Я попал в сплоченный коллектив, вроде эвакуированы умные, культурные люди. В 1941 году в Челябинск эвакуировали Кирова, Ленинградского и харьковского завода двигателя. И ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод. На ее голове был директором Исаак Моисеевич Зальцман. Это в моем понятии человек-легенда! Вся наша семья работала на славу это кладбище. Его отец работал охранником. Однажды он был на дежурстве у входа на второй этаж здания администрации, где находится офис и Зальцман. После того, как директор идет напрямую, не показывая пропуск. Его отец сказал ему: «Ваш пропуск? Не хватает не хватает». Так что Зальцман отец не только не пожурили, но даже благодарность.
«Может у меня есть ваше слово?» в наш разговор вступает дочь Тамары Федоровны Ирины. Она помогает маме собирать архиве доморощенного ЧТЗ. Ирина и наиболее подходят для написания книги воспоминаний: на протяжении многих лет она работала в качестве инженера-испытателя в жизнеобеспечении Космонавтов («да, помочь наши космонавты принимают душ на орбите», — смеется Хранитель космическую тайну). До переезда в Подмосковье, окончила техникум в Челябинске.
«Я помню один день, — говорит Ирина Lagodina. — Это было в 1973 году, весной. На площади Революции собрались все выпускники профессионально-технических училищ города, мы опустились на одно колено и поклялся рабочего класса. В ней были такие слова: «все прекрасное на земле создано руками рабочих». Появилось чувство гордости, радости, ожидания чего-то хорошего и права не найдено. Это был один из самых прекрасных дней в моей жизни. Очень жаль, что все это не сегодня, ребята».
Добровольный летописец Челябинского тракторного Тамара Федоровна Lagodina только что закончил три класса школы. Завод работал с 14 лет. Воспитали троих детей: один сын стал испытания танка, второй штурман, дочь помогала космонавтам выжить на орбите. Все смогли осуществить свои мечты, и мечтал в те дни, не о новой одежде, о чем-то возвышенном, к нужным людям. Может быть, поэтому светятся, как лица на старых фотографиях?
Этот замечательный корабль «Уралец» около 15 лет назад сдали в металлолом. От берега первого озера давно никто не швартуется. Один сосед построил огромный особняк и блокирует свет в окнах старого желтого дома. Еще один отгороженный забором. И любовь двух женщин, глядя. Тамара и Ирина Федоровна заботилась о ничейной лужайке хрень — огорожена, чтобы прохожие не бросали мусор. Посадили кусты сирени. Сейчас у них началась горячая пора в субботу. И если ты когда-нибудь идя по улице мама и вы увидите желтый дом с розовым ворота, помните, что эта улица была построена очень счастливые люди. И она называется восходящей, потому что утром из окна я мог видеть восход солнца.
«АиФ-Челябинск» в социальных сетях:
Аккаунт в Twitter; Вконтакте; профиль на Facebook.