70-й юбилeйный Кaннский кинoфeстивaль пoдвёл итoги. Жюри пoд рукoвoдствoм Пeдрo Aльмoдoвaрa присудилo глaвную нaгрaду – «Зoлoтую пaльмoвую вeтвь» – швeдскoй кaртинe «Квaдрaт». Рeшeниe судeй для мнoгиx стaлo нeoжидaннoстью. Нa фoнe сильныx сoпeрникoв, всемирно известных мастеров, режиссёр «Квадрата» Рeбен Эстлунд фаворитом не выглядел. Но критики дали ленте высокую оценку, назвав её «кино на натянутой проволоке». Вторую по значимости награду, Гран-при фестиваля, получил француз Робен Кампийо за фильм «120 ударов в минуту». Лучшим режиссёром стала София Коппола, а статуэтки за актёрские работы получили Хоакин Феникс и Диана Крюгер. Российский режиссёр Андрей Звягинцев, чей фильм «Нелюбовь» считали одним из самых серьёзных претендентов на каннское золото, удостоился приза жюри – третьей по значимости награды конкурса.
Фильм Звягинцева "Нелюбовь" получил приз жюри Каннского кинофестиваля
Андрея Звягинцева с его «Нелюбовью» еще до объявления победителей на побережье Франции считали одним из главных фаворитов Каннского смотра. Критики заранее отдавали самому молодому и, при этом самому титулованному российскому режиссеру «Золотую пальмовую ветвь». Рейтинг фильма в начале фестиваля – 3, 2 балла. Это – первое место в рейтинге критиков, с отрывом в полбалла от победителя — «Квадрата» Рубена Эстлунда главный приз
Кинокритик лондонской Evening Standard Дэвид Секстон:«"Нелюбовь" Звягинцева устанавливает крайне высокую планку для 70-го Каннского кинофестиваля»
Газета Guardian: «"Нелюбовь" Андрея Звягинцева — жесткая, загадочная и пугающая история духовной катастрофы. В ней есть гипнотическая напряженность и невыносимая двусмысленность. …Это мир без любви, как планета без средств для поддержания человеческой жизни…"Нелюбовь", быть может, не обладает монументальной величественностью его предыдущего фильма "Левиафан", и ближе его едкой семейной драме "Елена". Но высочайший уровень и страсть этого фильма захватывают».
В истории о непростом разводе семейной пары и поисках их убежавшего сына заграничная пресса увидела Россию без любви. Но сам режиссер не раз в интервью подчеркивал — это желание разобраться, каково это — одному человеку жить с другим.
«Я хотел рассказать о сложностях взаимоотношений в семье. Лев Толстой когда-то сказал так: «Все романы заканчиваются свадьбой, вот бы хоть кто-нибудь написал роман о том, что было после свадьбы».
Я бы хотел, чтобы обычный зритель, когда придет на картину и увидит ее, а после вернется домой, крепко бы обнял своих близких», — отметил Андрей Звягинцев.
Ставку Звягинцев сделал на молодых актеров — он не устает искать новые лица. Это еще раз доказывает его статус как режиссера. И награда Каннского фестиваля — чем не доказательство.
«Приз — на одну ступеньку выше того, что он получил в прошлом году. В следующий раз он может претендовать на то, чтобы получить приз за режиссуру, в следующий раз – Гран-при жюри, а потом – «Золотую пальмовую ветвь», — убежден кинокритик Кирилл Разлогов.
Звягинцев на недостаток статуэток не жалуется. Начиная с его дебютного фильма «Возвращение» в 2003 году, ни одна его картина не оставалась без наград. Здесь и «Золотой лев» Венецианского фестиваля, и «Золотой глобус», и Гран-при каннской секции «Особый взгляд». И теперь — новая вершина.
Мы можем гордиться тем, что Андрей Звягинцев представляет нашу страну на такой престижной площадке, что он – в десятке главных отечественных режиссеров за всю историю нашего кино. Мы возвращаемся на мировую кинокарту, как кинодержава котируемся больше, чем два года назад», — считает автор и ведущий программы «Индустрия кино» Иван Кудрявцев.
Ну а что же сам режиссер? Свою победу он отметит весьма скромно, без лишнего пафоса.