Рeдaкция Tengrinews.kz зaписaлa рeкoмeндaции и сoвeты псиxoлoгa и пeдиaтрa для рoдитeлeй пeрвoклaшeк и дeтeй, кoтoрыe прoдoлжaют oбучeниe в шкoлe.
Вицe-прeзидeнт Aссoциaции псиxoлoгoв РК Любoвь Фeдoрoвa и пeдиaтр-нeoнaтoлoг Кaрлыгaш Жубaнышeвa oтвeтили нa вoпрoсы o тoм, кaк aдaптирoвaть дeтeй к нoвым услoвиям жизни, кaк сoxрaнить здoрoвьe дeтeй вo врeмя учебного процесса и как выполнять домашние задания без стресса.
«Стрессоустойчивость сейчас не у всех родителей на высоте, соответственно, многие из них, отправляя в первый раз ребенка в школу, очень переживают. Первая ошибка, которую делают родители, приводя ребенка в школу, — когда они ему говорят: «Все, ты теперь взрослый». Стоит избегать таких выражений. Тем не менее, чтобы уровень ответственности у ребенка увеличился, замените на выражение: «Теперь ты достаточно взрослый или взрослый для своего возраста. У тебя все получится». Нужно позиционировать школу как некий этап в жизни ребенка, где он получит много интересных впечатлений», — считает психолог Любовь Федорова.
По словам психолога, родителям важно вспомнить свои приятные моменты времяпрепровождения в школе, именно приятные, а не страхи.
«Сейчас многие родители, особенно молодые, считают: «Конкуренция, обидят, нужно отбиваться, за себя постоять». Это неверно! Желательно внутри себя найти приятные воспоминания о школе и передать своему ребенку позитивный посыл. К сожалению, у нас в республике, как и в других странах, есть один минус — детей отдают в школу с шести лет. Я, как психолог, рекомендую, если есть возможность, отдавайте к семи годам. В шесть лет ребенку важно, чтобы он просто нравился. У него личностная сфера развита, а деловая нет. Кто-то говорит: «А мой в пять учится» — это игра для ребенка, увлекательная и интересная. Но когда он придет в школу, ему важно — любит его учительница или нет. Он еще не готов к тому, чтобы его оценивали», — выразила мнение вице-президент Ассоциации психологов РК.
Любовь Федорова рекомендует родителям первоклашек идти в школу, которая расположена ближе к дому.
«Ориентируясь на этот момент, мы даем возможность ребенку социализироваться самостоятельно. Не переводить в другую школу, когда у него хорошие отношения со сверстниками. Это уже стресс. Но если так произошло, желательно поддерживать связь с прошлыми одноклассниками или учителем. В первом классе важно, чтобы учитель был добрый, в пятом классе — ответственный, а в девятом классе, переходные классы, чтобы учитель был требовательный. Классного руководителя родителям ребенка стоит подбирать, как бы это странно ни звучало. Не стоит в первом классе отдавать туда, где преподаватель пожестче», — считает психолог.
Родители категорически не должны делать уроки с детьми, считает Любовь Федорова. «Родители должны оставаться родителями, а не учителем. Учитель, безусловно, будет для ребенка авторитетом. Мама или папа не сможет теми же словами донести до ребенка или объяснить задание. У ребенка тогда возникает внутренний конфликт и сопротивление. Для этого есть репетиторы. (…) Когда родители садятся делать уроки, три часа уходит. И все заканчивается криками, скандалами, обидами и слезами», — выразила мнение психолог.
«Агрессия никуда не денется, она потом выльется в семье в другой ситуации. Родители, делая уроки с детьми, якобы выполняют великую миссию, подавляя ребенка. Зачем? Любовь-то уменьшается, ее тяжело сохранить», — отмечает Любовь Федорова.
По мнению специалиста, для ребенка важнее похвала и поддержка родителей. «Не акцентировать внимание на оценках так сильно. Спрашивайте детей: «Что хорошего было в школе?» Родители могут устные предметы делать. Там не возникает конфликта, злости и обиды. (…) Когда родители делают с детьми уроки, помните, что происходит, когда детки возвращаются домой, и что мама говорит: «А что МЫ сегодня получили?» И тогда что происходит — у ребенка снижается уровень собственной значимости, а самооценка обнуляется. А если помочь в творческой части ребенку: коллаж какой-то сделать, стих выучить — здесь трактовка «МЫ» приемлема».
Психолог рекомендует, как без стресса и истерик подходить к процессу выполнения уроков.
«Есть такое понятие — выбор без выбора, когда вы говорите ребенку: «Сколько минут тебе нужно поиграть на улице?» От того, что вы будете орать на него, он все равно ничего не сделает. Как результат, отношения портятся, психика у ребенка слабеет, родители тоже в стадии нервозности. Поэтому лучше предложить ребенку: «Ты сначала сделаешь уроки, потом пойдешь гулять или ты сначала погуляешь, а потом будешь делать уроки?» Главное — заинтересовать ребенка. Более того, еще раз отмечу — похвала, не тыкать, не говорить, что у ребенка кривой почерк. (…) А договориться с ребенком всегда можно. Дети — самые талантливые, мне кажется, и способные существа на свете, лишь бы родители их не портили», — выразила мнение Любовь Федорова.
Прежде чем отправить в первый раз ребенка, рекомендуется пройти тест на психологическую готовность к школе и консультацию у логопеда. «Если засмеют в первом классе — травма останется на все последующие годы. Многие родители считают: «Ничего страшного, шесть лет, у него потом буквы на место встанут, а буквы на место не встают, как была «каша» во рту, так и будет. Это тоже очень важно», — резюмировала психолог.
Перед началом учебного процесса первоклассникам и детям, продолжающим учебу в школе, необходимо пройти медосмотр и обязательно пройти санаторно-курортное лечение — убеждена педиатр-неонатолог, внештатный специалист управления здравоохранения Астаны Карлыгаш Жубанышева.
Врач педиатр-неонатолог Карлыгаш Жубанышев.
«Перед школой дети обязательно должны пройти профосмотр специалистов: это и педиатр, и невропатолог, это гастроэнтеролог обязательно. Потому что гастроэнтеролог оценивает систему желудочно-кишечного тракта. Стоматолога обязательно — все заболевания начинаются с ротовой полости. Конечно, зубы должны быть здоровы. Обязательно ортопед или травматолог должны осмотреть ребенка. Осанка очень большое значение имеет. Правильно ли сидит ребенок, научили ли его правильно сидеть и держать спину», — отметила врач-педиатр Кырлыгаш Жубанышева.
Также врач считает необходимым перед началом учебного года провести клинические исследования — анализ крови, чтобы определить, есть ли у ребенка анемия, что часто бывает детей из-за однообразного питания.
«Пища для школьника должна быть не только очень вкусной, но и полноценной, содержащей максимальное количество ценных витаминов, и конечно, микроэлементов. В обязательном порядке в ежедневном рационе растущего организма должны присутствовать свежие овощи и фрукты. Для того чтобы организм получал необходимое количество фосфора, надо регулярно давать ребенку рыбу, которая способствует значительному улучшению и мозговой деятельности, что очень полезно во время учебы в школе. Желательно каждый день самостоятельно готовить свежую еду, при этом стоит полностью отказаться от готовых полуфабрикатов, фаст-фуда, сладких газированных напитков и сладкой выпечки — все эти продукты не принесут пользы для развивающегося организма», — отметила врач.
Кырлыгаш Жубанышева считает, что правильное питание детей, физподготовка, профилактика вирусных инфекций и вакцинация — это залог здоровья детей на весь учебный год.
«Во-первых, важно приучить детей к определенному режиму питания. Второй немаловажный момент — двигательная активность детей. Наши дети, честно говоря, сейчас очень мало двигаются. Они заняты просмотром видео в смартфонах, ноутбуках и на компьютерах. Они совершенно не интересуются тем, что есть вокруг. Можно ребенка записать в какую-то спортивную секцию, но не стоит школьнику навязывать собственное мнение, стоит поинтересоваться, что больше всего его интересует. Можно всей семьей ходить по выходным на каток или совершать велосипедные прогулки. Именно благодаря прогулкам на свежем воздухе и получению умеренной физической активности, мозг получает необходимое количество кислорода, следовательно, значительно улучшается и мозговая деятельность. При этом прекрасно укрепляется организм детей, улучшается настроение», — выразила мнение педиатр-неонатолог.
Карлыгаш Жубанышева уверена, отправлять голодными детей в школу нельзя.
«Важно, чтобы ребенок пошел в школу обязательно позавтракав. Завтрак должен быть обильный и сытный. Полноценный обед, если он в школе, и полноценный ужин дома. Могут быть перекусы, это уже все индивидуально. Режим дня — обязательно ребенок должен ограничивать время за играми в гаджетах. Наверное, они уже и телевизор не смотрят, у них только планшеты. Ограничить это все необходимо определенным временем. Если говорить о детях раннего возраста, которые перешли из сада в школу, то у них еще может быть дневной сон. Они должны отдохнуть, немного поспать. (…) И, конечно, нужно контролировать, как и где ребенок проводит время. Они не должны оставаться без присмотра родителей», — выразила мнение педиатр-неонатолог.