Испoлнилoсь 110 лeт сo дня рoждeния oпeрaтoрa Сeргeя Урусeвскoгo. Кoллeги нaзывaли eгo «живoписцeм экрaнa». Oн снимaл бoлee пoлувeкa нaзaд, но придуманный им визуальный язык до сих пор актуален. «Мне интересно не фиксировать сторонним взглядом происходящее, а активно вовлекать зрителя в то, что происходит на экране», — говорил Сергей Урусевский.
В юности Сергей Урусевский, увлеченный фотографией, сделал из фанеры свой собственный фотоаппарат Урус-1. Он никогда не ограничивал себя в технике съемки: всегда изобретал что-то новое. В Великую Отечественную войну был фронтовым кинооператором. Научился работать быстро, оперативно фиксировать яркий и живой материал ручной камерой. Именно ее он и сделал новым инструментом в игровом кино.
Оператор, а вместе с ним и зритель, бежали, поднимались по лестнице и падали вместе с героями фильма.
«Это было нечто, по ширине угла, по дисторсии, которая возникала в углах кадра. По началу это воспринималось как брак. Это кино, которое было за гранью восприятия зрителя. Худсоветом «Мосфильма» эта картина была принята плохо», — рассказал кинооператор, народный артист России Вадим Алисов.
«Летят журавли» разругали во всех центральных советских газетах как идеологически неправильную картину. Но на кинематоргафистов он произвел впечатление: прежде всего, своим новаторским изобразительным решением. Свет в фильме ставил сам Сергей Павлович. В то время ничего, кроме обычных приборов, у съемочной группы не было. В дело шли сетки, фильтры, консервные банки, куски фанеры, щепки. Так и получилась светотеневая композиция фильма, вошедшая в историю. Для Пабло Пикассо в Париже устроили специальный показ ленты, после просмотра он сказал, что за последние сто лет он не видел ничего подобного. Знакомство Урусевского с художником переросло в совместную работу. Он снял о Пикассо документальный фильм.
«Он приехал один, так они с Пикассо договорились, без переводчика, вдвоем, и Пикассо сказал пару слов: сметана, блины, папироска. А Урусевский сказал слова: оля-ля, ля кок. И тут они поняли, что смогут общаться. Действительно, не зная языка, они общались», — рассказала дочь дочь мастера Инга Урусевская.
К режиссерскому сценарию Сергей Урусевский всегда делал подробные раскадровки. Художник по образованию, он прорисовывал каждую сцену, но всегда много импровизировал. Пожар в тайге — один из самых ярких эпизодов в фильме «Неотправленное письмо», на треть снятым ручной камерой.
Урусевский работал буквально внутри полыхающего леса, для этого его обернули в асбест, чтобы защитить от огня.
«Вот эта удивительная подвижность, умение проникать в любую оптическую среду, при этом показывать жизнь неприкрашенной, яркой, удивительной и живой, то, как делали операторы-фронтовики, конечно, это сделал Урусевский», — отметил киновед Николай Изволов.
Инженерные находки Сергея Урусевского позволили ему снимать сложные постановочные эпизоды. В фильме «Я – Куба» Урусевский подвесил камеру на трос и снял одну из самых эффектных сцен в истории кино.
Фильм «Я – Куба» не известен широкой публике, но знатоки истории кино, буквально покадрово знают эту картину, прежде всего из-за операторской работы. Среди них, режиссер Мартин Скорсезе, выпустивший ленту в 1992 году в прокат на территории США.
«Я смотрел фильм первый раз и подумал, как они это сделали? Да, я видел, что это очень длинный план, но я не ожидал, что камера выйдет за окно и повиснет, посреди улицы. Я был сражен этим. Я сам кинорежиссер, но меня поразила даже не техника, я был поражен красотой этого», — рассказал режиссер Мартин Скорсезе.
Алексей Баталов называл Сергея Урусевского «человеком, одержимым новым искусством». Его находки и приемы и по сей день восхищают и кинематографистов, и зрителей. Сам Урусевский всегда придерживался одного правила: «работать надо для себя».