Япoнскaя мeждунaрoднaя бaлeтнaя кoмпaния (JIBC) oчeнь мoлoдa и впeрвыe выступaeт в Кaзaxстaнe. Пaрaдoксaльнo, нo Стрaнa вoсxoдящeгo сoлнцa, при всeм бoгaтствe и развитости культуры и искусства, не имеет национального профессионального балетного коллектива, хотя в Японии существуют сотни частных балетных школ и огромная армия высокотехничных балетных артистов, которые совершенствуют свое мастерство по всему миру, отдавая предпочтение русской классической школе. Танцовщиков японского происхождения, как правило невероятно трудоспособных и предельно точных в исполнении хореографического текста, можно встретить практически во всех балетных коллективах мира.
Японская труппа показала на Eurasian Dance Festival программу из двух отделений, которая рисует широкий спектр возможностей и притязаний молодого коллектива. Началось выступление с пластического этюда Dream, поставленного и исполненного самой Эми Хариямой, это своего рода объяснение в любви к искусству танца, монолог-приношение на музыку Массне.
Впрочем, можно смело сказать, что весь вечер был своеобразным приношением танцу. В отличие от выступавшего на фестивале несколькими днями раньше ансамбля танца из Украины, где каждый танец был маленьким спектаклем с развитым сюжетом и драматургией, японцы весь вечер демонстрировали чистый танец в разных его ипостасях. Что не мешало ему быть таким же захватывающим и драматичным. Так, следующая постановка — Zero body хореографа Тору Симазаки целиком захватила внимание зрительного зала, несмотря на полное отсутствие сюжета и действенного танца, 25 минут чистого contemporary.
Гуру современного танца Японии Тору Симазаки часто дает мастер-классы, на которых делится своими исследованиями в области поиска новых движений. Результаты этих поисков, а зачастую и сам процесс, выносит на сцену в виде хореографических опусов, носящих концептуальные заголовки, как, например, Zero body — «нулевое тело». Принципиально отказываясь от истории, в своих постановках исследует движение, его красоту, без помощи таких подпорок, как сюжет, костюмы и декорации. Одетые в черные короткие платья-трессы и черные носочки, танцовщицы служат материалом для абстрактных экзерсисов по современному танцу, демонстрируя очень неплохое владение им. Танцевальный поток движется почти без остановок, хотя, следуя музыке, танцовщики замирают на мгновение, чтобы с новой энергией броситься в поток изобретательных движений.
Завершал первое отделение Dark Fath, хореографическая композиция, поставленная южнокорейским хореографом Чжи Ыном Ли специально для фестиваля в Нур-Султане. Музыкальный микс из произведений Стиви Уишарта, Ex Ensambl этнических песен в исполнении Эстонского камерного хора, стильная видеопроекция Кендзи Сакая, костюмы и свет, придуманные самой Эми Хариямой – все вкупе рождало эстетский сюжет в стиле японского хокку: «Как быстро летит луна! На неподвижных ветках
Повисли капли дождя». Ничего непонятно, но очень многозначительно и красиво!
Во втором отделении был реабилитирован классический балет, который, как могло показаться в начале выступления, был смещен в японской труппе со своего пьедестала ради современных танцевальных изысков. Но ничего подобного!
Артисты купались в виньетках грациозных поз, в ажурной прихотливости кордебалетных танцев, в разворачивающихся по всем канонам Гран па. Эми Харияма на этот раз выступила в статусе этуали, достойно подтвердив этот балетный титул. Балерина показала отличную школу, совершенство линий и форм классического танца, тонкое чувство стиля винтажного балета, а природная хрупкость, удлиненные формы рук и ног выдавали в ней настоящую пери, во всяком случае дух танца совершенно точно парил по сцене. Молодая труппа также показала отличное владение классическим танцем и стилистикой романтических поз. И еще понравились та отдача и удовольствие, с которыми танцуют молодые артисты труппы.
Итак, третий день фестиваля открыл для зрителей феномен японского балета.
Открывать новое — новые имена, коллективы, постановки — один из трендов Eurasian Dance Festival. И фестиваль успешно справляется с этой задачей, открывая не только новое для зрителей, но и новые дороги для молодых коллективов.