Aндрeй Кoнчaлoвский снимaeт нoвый фильм «Дoрoгиe тoвaрищи» — o трaгичeскиx сoбытияx в Нoвoчeркaсскe в 62-м гoду, когда был жестоко подавлен бунт рабочих.
Одну из самых важных и самых сложных сцен снимают около Новочеркасского электровозостроительного завода. Именно здесь 1 июня 62 года рабочие выступили против повышения розничных цен, которое совпало со снижением зарплаты. Тогда на площадь вышли около пяти тысяч человек.
Это драма семьи, которая попала в водоворот трагических событий. В массовых сценах – 500 человек. Жители Новочеркасска, Ростовской области. Многие – работники завода.
Андрей Кончаловский: «Я предпочитаю иметь в картине людей, которых никто никогда не видел. Есть люди, которые гораздо больше люди с улицы. Они как бы не похожи на массовку, не похожи на актеров массовых сцен. Не похожи на актеров вообще».
Больше двух месяцев Марина Старова объезжала хутора и станицы. Искала самородков с фактурной внешностью, местным говором. Записала тысячу интервью. Выбирали не только людей для массовки, но и на эпизоды, и на главные роли. «На одну из главных ролей искали возрастного человека – деда. Хотели найти очень интересный персонаж и много объездили все вокруг, доехали даже до Адыгеи. Там на горе мы его и нашли», — говорит Старова.
Сергей Эрлиш сыграет отца главной героини. Сначала от съемок отказывался, но близкие уговорили. Работа с массовкой отлажена, как в армии. Режиссерская группа – из нескольких человек, каждый отвечает за свою часть работы.
Бригадиры – тоже из массовки. Но знают больше. У тех, кто на первом плане, уже актерские задачи. С ними работает театральный педагог. В сцене у завода унять бастующих приезжает партийное руководство. Тогда, в 62-м, им не удалось этого сделать, ситуация вышла из-под контроля. Василий Земенко вспоминает, как толпа, дошедшая до горкома, неистовствала. Как на площади появились танки и войска.
Убитых и раненых спешно убирали с площади. В городе ввели комендантский час, информация о новочеркасских событиях была засекречена до конца 80-х.
Андрей Кончаловский: «И люди боялись говорить об этом десятилетия. Вот это колоссальная трагедия. То есть люди немели – они оцепенели от ужаса! И это колоссальный эффект произвело. Помимо того, что неизвестно куда должны были убрать следы этого события, следы жертв, не давали хоронить, сколько людей сослали. Это фильм о восстановлении исторической справедливости».