Aндрeй Кoнчaлoвский зaвeршил съeмки фильмa «Дoрoгиe тoвaрищи» — o трaгичeскиx сoбытияx 1962 гoдa в Нoвoчeркaсскe. Имeннo тaм снимaли мaссoвыe сцeны, в ниx приняли учaстиe oкoлo 500 чeлoвeк. O тoм, кaк воссоздавали атмосферу того времени, — Юлия Струкова.
Историческая достоверность у Кончаловского — до кончиков волос. Всего за пару часов наши современники превращаются в советских граждан 60-х. У мужчин — в моде бокс, полубокс, полечка. У женщин – завивка.
«Не было челок практически – волосы зачесывались назад. Девочки плели замечательные косички самые разнообразные», — рассказала гримёр Галина Пономарёва.
Нужно много одежды для «рабочих». Не просто коротенькие рубашки с карманами на выпуск, а потертые, заношенные. Но «Мосфильме» таких не хватило – пришлось искать. Ботинки самого ходового размера, 42-го, оказались нарасхват.
Начало забастовки и шествие рабочих к зданию горкома Андрей Кончаловский снимает в Новочеркасске. Массовые сцены – на площади у электровозостроительного завода и на дороге к Вознесенскому собору – главному храму Донского казачества. В июне 1962 года 5000 рабочих выступили против снижения зарплаты, которое совпало с повышением цен на продукты.
«Это картина о поколении, поколении моих родителей, моего отца. То есть члены партии, очень искренне верящие в свои цели, в торжество справедливости, в советскую власть», — рассказал Кончаловский.
«Дорогие товарищи» — драма семьи, которая попадает в водоворот трагических событий. Все изобразительные средства подчинены главному — приковать внимание зрителя к сюжету. Черно-белая картинка, несовременный формат кадра – почти квадратный, статичная камера.
«Здесь, на этой картине у нас используется многокамерный метод съемки. Максимально мы использовали 11 камер одновременно. У нас идет большая и сложная разработка, подготовка мизансцены», — отметил оператор Андрей Найденов.
К реквизиту — строгие требования. Кончаловский предпочитает подлинные вещи и минимум бутафории.
«60-е, они не так часто снимаются в кино, соответственно на складах «Мосфильма» или на любых других складах практически не сохранилось мебели или предметов интерьера необходимых. Потому мы вели поиски по всей России», — отметила ассистент режиссёра по реквизиту Варвара Куликова.
Часть ретро-автомобилей везли из Москвы, телефонную будку 60-х нашли в Омске. Открытки, конверты, газеты — на блошиных рынках и у коллекционеров. Вообще, от того Новочеркасска мало что осталось. Давно перестроена площадь у Атаманского дворца, куда 2 июня 1962 года были введены войска и танки, чтоб подавить бунт толпы. Лишь памятная табличка и камень напоминают о том, как в эпоху «оттепели» приказали стрелять в безоружных.
«Когда прошел час, я увидел, как красная большая пожарная машина замывает следы крови. Увидел, как последних раненых увезли, видел, как тут люди кричали, что уже кого-то подстрелили», — рассказал писатель, очевидец событий Владимир Конюхов.
«Скрывали, неизвестно, куда должны были убрать следы этого события, следы жертв, не давали хоронить. Эффект террора, он произвел впечатление огромное. Я думаю, что вот Новочеркасск на себе это нес, нес очень долго», — добавил Кончаловский.
На съемочной площадке у Андрея Кончаловского — внуки очевидцев. Поэтому не играют, будто проживают те события вместе со своими дедами.