На 38-м Московском международном кинофестивале продолжаются конкурсные кинопоказы. Больше половины фильмов-претендентов на золотого «Святого Георгия» публика уже посмотрела. Сегодня была представлена новая работа Милоша Радовича «Дневник машиниста». Это отнюдь не производственная драма, а попытка режиссёра разобраться в психологии человека, который выбирает данную профессию. Среди личностных качеств кандидатов всегда первые места занимают самообладание и стрессоустойчивость. Главный герой картины в завершение карьеры как раз теряет и первое, и второе. Что дальше – в репортаже «Новостей культуры».
Милош Радович, режиссёр, сценарист и драматург, известен как своими пьесами – самая известная «Суп из канарейки» 12 лет с успехом шла на Бродвее – так и работами в кино. Первый фильм – короткометражка «Внезапная смерть полковника К.К.» – в 1987-м завоевала приз Каннского кинофестиваля. Все последующие полнометражные работы неизменно вызывали интерес у зрителей и критиков. Новая работа «Дневник машиниста» – личная. Дедушка Радовича посвятил всю жизнь этой профессии. Обучал молодых.
«Молодые машинисты часто бывали дома у дедушки. Он много общался с ними, но я никогда не знал, о чём идёт речь, потому что они уходили в другую комнату, запирались там, и для меня оставалось тайной, о чём они говорят. Её я раскрыл годами позже, когда решил снимать этот фильм. По статистике, каждый машинист за годы своей работы сбивает от 10 до 20 человек, становясь невинным убийцей, а по сути – тоже жертвой своих жертв, ведь поезду требуется километр, чтобы затормозить. Они просто не могут предотвратить трагедию», — пояснил режиссёр.
Главная роль в этой ленте у знаменитого во всём мире сербского актёра Лазара Ристовски. Он играл в фильмах Кустурицы, и даже засветился в одной из «бондиан». «Дневник машиниста» – их третья совместная работа с Радовичем. Ристовски перед съёмками много общался с машинистами. Рассказывает, что в профессии остаются только те, у кого стальные нервы и хорошее чувство юмора.
«Это действительно большая психологическая проблема для машинистов. Многие после первой же трагедии уходят из профессии. Другие понимают, что их вины нет. Правда, я общался с одним машинистом, который убил лишь одного человека. И то, он сбил корову, которая стояла на путях, её отбросило в сторону прямо на пастуха», — рассказал Лазар Ристовски.
Журналисты окрестили эту ленту «чёрной комедией», снятой в духе романов Милорада Павича. Режиссёр «Дневника машиниста» признался, что действительно стремился создать лёгкий и ироничный фильм, несмотря на трагичную тему. Радович пояснил, что такое отношение к безвыходным ситуациям свойственно всем сербам, пережившим много трагических эпизодов в своей истории. И тем не менее, им удаётся сохранять философский настрой: преодолеть трагедию и продолжать жить.