Нa рaвнинax цeнтрaльнoй Aнaтoлии рaспoлoжeн удивитeльный пaмятник дрeвнeй цивилизaции – пoсeлeниe Чaтaл-Xююк. В тo врeмя, кoгдa цaрил пeрвoбытнo-oбщинный стрoй и дрeвниe люди сeлились в пeщeрax, этo был прoцвeтaющий гoрoд, житeли кoтoрoгo знaли рeмёслa, выплaвляли мeдь из руды, a сaмoe глaвнoe зaнимaлись зeмлeдeлиeм и скoтoвoдствoм.
Oбщaя инфoрмaция o Чaтaл-Xююкe
Чaтaл-Гуюк или Чaтaл-Xююк являeтся бoльшим поселением эпохи керамического неолита и энеолита в южной Анатолии. Расположено на болотистой равнине в центре Турции, в 50 км от турецкого города Конья. Чатал-Хююк является самым крупным и хорошо сохранившимся неолитическим поселением с высоким уровнем цивилизации. По подсчёту учёных, поселение просуществовало почти две тысячи лет, потом жители неизвестной причине покинули его.
Открытие Чатал-Хююка относится к 1956 году, когда в турецкий городок Хаджилар приехал молодой аспирант Джеймс Мелларт. Проанализировав рассказы местных жителей, а также собственные выводы, он вскоре приступил к раскопке холма Чатал-Хююк. Уже в 1961 году появились первые результаты раскопок, что позволило ему понять, что открыто древнее поселение. С тех пор интерес к Чатал-Хююк только растёт и вызывает у учёного мира всё больше вопросов.
Чатал-Хююк очень интересен образом жизни тех, кто его населял. Прежде всего, это похоронные обряды, отсутствие социального расслоения жителей и неравенства между мужчинами и женщинами. Хотя в селении господствовал культ Богини-Матери, что свидетельствует о матриархате. Примечателен тот факт, что за все время раскопок не было найдено останков с механическими повреждениями. Это значит то, что ни один житель поселения не умер насильственной смертью.
Особый интерес представляет экономика Чатал-Хююк, жители которого занимались земледелием (выращивали примерно 14 видов растений, но особое предпочтение отдавали пшенице) и скотоводством, охоте, торговле и горном деле. А если судить по остаткам окалины и шлака, жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь, что связывает это селение с началом медного века.
История Чатал-Хююка
Учеными было установлено, что Чатал-Хююк возник во второй половине 7 – первой половине 6 тысячелетия до н.э. В период своего наивысшего расцвета занимал площадь в 13 га и насчитывал от 2 до 6 тысяч человек. После 5600 г. до н. э. старое поселение Чатал-Хююк было покинуто жителями по неизвестным причинам, и на другой стороне реки возник новый город Чатал-Хююк Западный. По расчётам, он просуществовал примерно 700 лет, а затем люди также ушли из него, не оставив никаких следов разрушения или насилия.
Однако самое большое удивление вызывает высокий уровень цивилизации в городе. Об этом свидетельствуют найденные в захоронениях гарнитуры женских украшений, а также мужские и женские браслеты. По мнению учёных, многообразие найденных камней и минералов говорит о том, что одной из основ экономики города были торговля и разработка полезных ископаемых. Основной статьёй дохода жителей была торговля обсидианом, из которого изготавливались орудия труда. Высокого уровня достигли ткачество и изготовление предметов повседневного обихода.
Большую роль в жизни горожан играла религия. В её центре стоит образ матери-богини, чьё изображение проявляется в сюжетах барельефов и фресок, которые были найдены в результате раскопок. Чаще всего она изображалась в сопровождении леопарда, или в одежде из шкуры леопарда. Эти изображения делали богиню ещё и владычицей диких зверей. В жизни жителей она играла двойную роль: была покровительницей жизни и смерти. Но помимо матери-богини было божество мужского пола, символом которого был бык или его голова. В этом заключается главное отличие Чатал-Хююка от других поселений эпохи неолита.
Особый интерес вызывает похоронный обряд. Тела усопших хоронили в доме, прямо под спальным местом. Барьером между миром живых и мёртвых выступал слой глины, всего в несколько сантиметров толщиной. Помимо этого у мёртвых иногда отделяли голову от тела. Отдельные черепа иногда находят в основании дома или в других захоронениях. Некоторые из них были покрыты алебастром и раскрашены охрой. По мнению археологов это было связано с почитанием умерших и данью уважения к ним. Предки не покидали этот мир, а оставались в одном доме с живыми.
Сам город был застроен однообразными жилыми домами из сырцового кирпича на кирпичных же основаниях, при каждом из которых имелось хранилище. Дома были одноэтажными, не имели окон и дверей. Попасть внутрь можно было через отверстие в плоской крыше. Улиц в современном понимании не было. Дома стояли стена к стене. На их крышах строились новые жилища. Попасть на другую крышу можно было по лестнице. Наружные стены домов, которые располагались по внешнему периметру города, образовывали массивную стену, которая играла оборонительную роль. В случае нападения жители могли дать хороший отпор любому противнику.
Жители покинули город до еще наступления Бронзового века, но эти земли по-прежнему оставались привлекательны. Уже в византийскую эпоху недалеко от Чатал-Хююка было основано поселение, жители которого использовали древний город в качестве кладбища.
Культурное (либо религиозное) значение Чатал-Хююка
Культурное наследие Чатал-Хююка велико. Оно полностью переворачивает наши представления об образе жизни и религиозных представлениях жителей древнего города. Культура в Чатал-Хююке, привлекает внимание тем, что это пример поистине огромных возможностей, которые открылись перед человечеством благодаря переходу к земледелию и скотоводству. Всего в нескольких сотнях километров от Чатал-Хююка в те же времена обитали племена пещерных людей, которые не поднялись выше охоты на диких зверей и примитивного собирательства.
Среди первых оседлых неолитических поселений Чатал-Хююк был самым большим. Это был развитый город со своей особой религией, отличающейся поклонением матери-богини, символом плодородия. В то же время она символизировала не только рождение, но и смерть – начало и конец, что пропитывало жизнь горожан удивительными обрядами и культами. Кульминацией этих представлений стал похоронный обряд, который связывал живых и мертвых неразрывной связью. Вместе с тем существовал и культ мужского божества, что было для эпохи матриархата революционным событием. Также о равноправии полов говорят данные археологических раскопок. Это связано с культом почитания не только женских, но и мужских черепов.
Оседлый образ жизни давал жителям Чатал-Хююка огромные преимущества перед кочевыми племенами. Переход к земледелию и скотоводству дал мощный толчок для развития культуры, религии и ремёсел, а также предопределил будущее нашей цивилизации.
Текущее состояние Чатал-Хююка
Древнее поселение в Чатал-Хююке занимало значительную территорию в 13 га. Начиная с 1961 года, раскопано всего около 0,5 га. Но даже этот небольшой кусок поселения даёт понять, что найден город не менее древний, чем Иерихон. А когда археологи сняли с холма, где стояло когда-то селение, десять метров культурных напластований, то обнаружили еще более старые следы седьмого тысячелетия до нашей эры.
Чатал-Хююк достался археологам в лучшем состоянии, чем Иерихон, и о его строениях и об образе жизни его обитателей известно куда больше, чем о иерихонцах. В самых древних слоях города обнаружили немало зерна, костей коз, свиней и овец, а также собак. Кроме того, там были кости диких зверей, на которых охотились жители Чатал-Хююка, рыболовные крючки, рыбьи кости и чешуя, что говорит о рыболовстве, а также сосуды со следами меда. Археологические раскопки города продолжаются.
Это уникальное место не может не привлекать туристов, которые хоть немного слышали о Чатал-Хююке. Каждый желающий может своим ходом или с экскурсией приехать и ознакомиться с этим удивительным памятником древности. Популярности добавляет, и тот факт, что в 2012 году Чатал-Хююк был внесён в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где находится Чатал-Хююк, что можно посмотреть рядом
Чатал-Хююк расположен в Центральной Анатолии в провинции Конья в 50 км. от одноименного центра и в 11 км к северу от г. Чумра, в долине р. Коньи. Ближайшим туристическим центром является древний турецкий город Конья. Этот город, известный ещё с истории Хеттского царства, является настоящей туристической жемчужиной, и хранит множество памятников древности, интересных музеев и удивительных религиозных обрядов.
Из достопримечательностей можно посетить руины сельджукского дворца, медресе Индже, медресе Каратай, медресе Сырчалы, или музей надгробий, Собор св. Петра, мечеть Алаеддин, мечеть Селимийе, а также множество других памятников архитектуры. В городе сосредоточено множество музеев, среди которых выделяется Археологический музей Коньи, где собрано множество артефактов, в том числе имеются находки из раскопок Чатал-Хююка, дом-музей Ататюрка, музей Мевляны, основателя ордена дервишей. Значимым событием, привлекающим внимание туристов со всего мира, является ежегодный фестиваль дервишей, проходящий с 10 по 17 декабря.
Как добраться до Чатал-Хююка
Загадки древности, одной из которых является Чатал-Хююк, всегда привлекали к себе повышенное внимание не только учёного мира, но и многочисленных туристов. Кто-то прочитал о городе в туристическом справочнике, для кого-то это место силы, а кто-то просто интересуется историей Древнего мира. В любом случае, для тех, кто приезжает в Конью, открывается возможность побывать в этом уникальном месте.
Проще всего добраться до Чатал-Хююка из Коньи. Можно попытаться купить тур через отель или заказать в местном экскурсионном бюро. Для тех, кто предпочитает самостоятельные путешествия, или приезжают в Конью на короткое время, можно добраться до места раскопок на такси. Есть и более бюджетный вариант. Из Коньи выехать на автобусе до г. Чумры, а оттуда взять такси до Чатал-Хююка.
Заключение
Современная археология не так часто преподносит нам такие редкие находки эпохи неолита, как Чатал-Хююк. Памятники той эпохи редко доходят в хорошей сохранности, как это древнее поселение. И наша главная задача – сохранить город для наших потомков. Каждый турист, бывающий в Чатал-Хююке, должен бережно относиться памятнику той эпохи, когда человек понял все преимущества оседлой жизни и дол толчок к развитию новой эпохи — эпохи металла.