Нa 86-м гoду жизни скoнчaлся рeжиссeр Aлeксaндр Aскoльдoв, aвтoр фильмa «Кoмиссaр», кoтoрый бoлee 20 лeт был запрещен к показу, а когда вышел на экраны, получил международное признание.
Знаменитая картина «Комиссар», снятая по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», ‒ единственный художественный фильм Александра Аскольдова. До этого работал в аппарате Министерства культуры СССР, был помощником министра культуры Фурцевой, членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР, но решил стать режиссером. «Комиссар» ‒ его дипломная работа на Высших режиссерских курсах.
«Фундаментальное событие для отечественного кинематографа. Картина эпического наполнения с гениальной работой пары, я имею в виду Нонну Мордюковой и Ролана Быкова, чрезвычайно глубокая по мысли, очень насыщенная эмоционально. Это, безусловно, кинематографический шедевр», ‒ отметил режиссер, народный артист России Вадим Абдрашитов.
В 67-м фильм запретили, негативы смыли, Аскольдова исключили из партии и уволили из киностудии с формулировкой «профнепригоден». А дальше ‒ долгие годы творческой невостребованности.
«Даже термин такой родился, о котором я только я слышал, мы разного поколения, “Аскольдова могила”, потому что фильм был положен на полку, и его показали много-много лет спустя. Ситуация с ним совершенно уникальная», ‒ подчеркнул режиссер, народный артист России Владимир Хотитенко.
«Аскольдов Саша ‒ это пример мужества, творческой стойкости до конфликта со всем окружающим ради утверждения своих убеждений, своей позиции, своего права художника», ‒ добавил киновед Армен Медведев.
За свое право художника Аскольдову пришлось бороться даже в эпоху «перестройки» и гласности. В 1987 году на Московский кинофестиваль приехали выдающиеся кинематографисты, деятели культуры со всего мира, в том числе и Габриэль Гарсия Маркес. Все они стали свидетелями, как на одной из пресс конференций Аскольдов буквально вырвал микрофон и попросил вернуть его фильм зрителям. Сам он рассказывал, что, возможно, помог ему именно Габриэль Гарсия Маркес.
«Горбачев принял Маркиса, и Маркис точно ему сказал: “Покажите картину”, и показали истрепанную копию, была плохая копия, 11 июля 87-го года в Белом зале Дома кино», ‒ вспоминал Александр Аскольдов.
Окончательное решение было принято только через год на самом высоком партийном уровне.
«Выпустить фильм “Комиссар” ограниченным тиражом, подписи восьми членов Политбюро. Вот это как было. А за этим ‒ ежедневная борьба», ‒ рассказывал Александр Аскольдов.
После 20 лет забвения фильм, наконец, увидели зрители и профессиональное сообщество. Картина получила множество наград. А Нонна Мордюкова за свою работу 20-летней давности была объявлена в числе лучших актрис XX века.
«Искусство не может спасти, не может вылечить, но расшевелить душу человека, попытаться ее сориентировать в этом хаотическом мире может», ‒ верил Александр Аскольдов.