«Театральная премия «МК» всегда выходит вовремя!»
Наша церемония вручения театральной премии вот уже 20 лет год за годом проходит стремительно, остроумно, с шутками-прибаутками, но столь душевного праздника как в этот раз, не было еще никогда. Почти никто не опоздал, в первом ряду — генералитет: Олег Табаков с режиссерами Адольфом Шапиро и Алексеем Бородиным, рядом — Тереза Дурова с юным Маугли-блондином (они вдвоем взяли нашу фирменную «тарелочку» за лучший детский спектакль).
Увы, не смогла приехать Актриса года — потрясающая Вера Васильева (она на гастролях с Театром сатиры) — но для нее мы организуем отдельный прием.
За полчаса до действа первым в редакцию входит Игорь Миркурбанов (взял в категории «полумэтры» лучшую мужскую роль за Венечку в «Вальпургиевой ночи» «Ленкома».
Артисты собираются, уже полон зал, а вот и замечательный Валерий Толков — он берет «лучшую мужскую второго плана» за необычную роль Вольтера в спектакле «Кандид» театра «У Никитских ворот»…
Третий звонок (то есть появление на первом ряду друга газеты — Олега Павловича Табакова, давно уж ставшего добрым символом нашей церемонии), почти все в сборе, начинаем! Но фотографы никак не могу отпустить Табакова, фоткая его на все лады, а он, меж тем, ни в чем им не отказывает, вынимая из пакетика то батон с хлебушком, то демонстрируя йогурт…
Друзья, — начинает главный редактор «МК» Павел Гусев, — нет, вы только представьте себе: 20 лет существует наша театральная премия, более не имеющая аналогов! Денег мы не даем, никакого блата нет, но констатируем: театр жив, люди в нем служат замечательные, ведь мы отмечаем не только артистов и режиссеров, но и костюмеров, художников, директоров… И за то, что премия «МК» жила все эти годы, живет и, надеюсь, будет жить, хочу сказать «спасибо» Марине Райкиной, все держится на ее энтузиазме. Многие получали наши тарелки по нескольку раз — уж целый сервиз собрали!
Главный редактор еще раз напомнил, что церемония у нас самая скоростная — минут 13-15, и сейчас мы идем на новый рекорд, дабы никого не утомить: в процессе можно звонить по мобильному, громко свистеть и, конечно, говорить слова благодарности Олегу Павловичу (который сел как раз напротив микрофона). В общем, все как всегда, изменилось лишь одно правило: если раньше статья появлялась лишь наутро, то сейчас мы выставляем ее со вкусными фотками практически онлайн…
Вручение начинаем, соответственно, с «начинающих»:
— И это резонно, — говорит Марина Райкина, — поскольку мы разграничиваем премию по возрасту — мэтры, полумэтры, начинающие… другие премии этого условия не придерживаются, и, мне кажется, это несправедливо — как начинающий может конкурировать с большим артистом?
— Плох тот полумэтр, который не желает стать мэтром! — Вставляет свои пять копеек один молодой режиссер.
— Эх, — качает головой Адольф Яковлевич Шапиро — прославленный режиссер, — плох мэтр, не желающий стать полумэтром…
Однако секундомер пошел: среди «начинающих» лучшую мужскую роль второго плана берет Владимир Гуськов (за образ в спектакле «Последние» в «Маяковке»), у него неожиданно из красивой коробки с памятным блюдом «МК» выпадает какой-то листочек.
— А это, — говорит Гусев, — бесплатная подписка на нашу газету, заполните этот лист и далее ни о чем не беспокойтесь!
— Да мы и так вас читаем! — Кричат из зала.
— Ну вообще! — Удивляется Табаков.
Екатерина Крамзина принимает цветы — у нее лучшая женская среди «начинающих» за Серафиму Корзухину в «Беге» Театра им. Вахтангова:
— Знаете, это первая премия в моей жизни, — прочувствовано говорит она, — надеюсь, не последняя, но… так важно, так вовремя было получить ее именно сейчас! А еще все говорят, «надо говорить спасибо Олегу Павловичу», так что — спасибо огромное!
Табаков уж и не знает — как бы — куда деваться от неожиданно прихлынувшей всенародной любви. Его реакции — это отдельный спектакль в спектакле, можно снимать на пленку и продавать в качестве тонизирующего средства для поднятия настроения.
— Я скажу главное, — громко заявляет Павел Акимкин (лучшая мужская роль среди «начинающих» за «Войну» Чеховского и Эдинбургского фестивалей), — премия «МК» всегда приходит вовремя!
Зал взрывается аплодисментами. Последними, среди «начальной категории» выбежали артисты из спектакля «Сонеты Шекспира» Театра наций, поставленного известным после «Тангейзера» Тимофеем Кулябиным (который сейчас в Новосибирске):
— Спасибо всем за все и за всех!
…Дело пошло быстрее — мы принялись за полумэтров. Необычайно высокая и статная Алла Казакова получила лучшую женскую второго плана за Агаву в «Вакханках» Электротеатра «Станиславский»; Олег Малахов — взял за Молчалина («Горе от ума» Школа драматического искусства).
— Я первый раз стою среди такого бомонда, — сказал Олег, — и вот сам Олег Павлович на меня смотрит… Здравствуйте, Олег Павлович! Ну, как сказал Павел Гусев, кто-то сервиз уже успел собрать из призов «МК», а у меня только первая тарелка. И к ней ручка, чтобы давать автографы…
…Кстати, роль у Олега Малахова более чем любопытная: они с режиссером Огаревым буквально боролись с текстом:
— А то, — говорит Олег, — Молчалина принято изображать плохим, мы же хотели вытянуть из него человеческое, дать понять, что он живет, что он любит, но… натыкались на текст, который, понятно, изменить нельзя. Но все-таки кое-что нам в итоге удалось!
Лучшим спектаклем малой формы названа «Мадонна с цветком» театра-студии Табакова (приз получал блестящий и глубокий режиссер — Александр Марин): «Знаете, ставили эту вещь без каких-либо дальних мыслей, и вдруг… получили премию! Ну а «большой формой» в «полумэтрах» были названы как нашумевшая «Война» Владимира Панкова, так и «Самоубийца» Сергея Женовача Студии театрального искусства.
За «Войну» вышли получать премию известный продюсер, директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин и Елена Шанина (лучшая женская роль в категории «Мэтры»), оба посетовали, что спектакль, к сожалению, не идет в Москве, но — как в полушутку, полувсерьез сказала Шанина — «вот в январе в Париж всех приглашаем».
— Нет, мы обязательно изыщем возможность показывать этот спектакль в Москве, — заверил Шадрин, — тяжелая тема, и не дай бог когда-либо война снова посетит нашу землю.
Алексей Агранович (лучшая мужская в «полумэтрах» за «Обыкновенную историю» Гоголь-центра), выйдя на сцену с палочкой, поблагодарил, естественно, своего режиссера Кирилла Серебренникова, далее 1-ю Градскую за спасенную ногу («иначе с вами бы сейчас не стоял тут»), ну а Табакова он просто пригласил на ближайший просмотр 28-го ноября.
Затем последовала самая веселая категория — «другие номинации».
— Это почему же мы все время в «других»? — Озорно возмутилась Тереза Дурова, худрук «Театриума на Серпуховке» и арт-директор фестиваля «Гаврош». — Доколе детские театры будут восприниматься как отрезанный ломоть? Вы давно уже подняли голову, делаем очень серьезные вещи, дайте нам свой шлюз!
Кстати, получать за «лучший детский спектакль» — а именно за «Маугли» — она вышла именно с этим самым мальчиком Маугли, юным артистом, который на сцене все время молчит, общаясь языком жеста и танца, а у нас в «МК» открылся его ораторский талант:
— Спасибо и тем, и сем, и пятым и десятым!
— Спасибо лампочкам, спасибо часам на стенке! — вторила ему Дурова. — Молодец, садись, «пять». Видимо, родителями этого блондина-маугли были шведы-орнитологи, потерявшиеся в джунглях.
…Понятно, что «проектом года» стала «Синяя птица» нового Электротеатра «Станиславский», и блюдо взял, едва войдя в дверь, сам главный — Борис Юхананов.
Илья Эппельбаум, как режиссер театра «Тень», ушел с премией за новую форму подачи кукольного жанра — «Кук-кафе «У Шекспира»:
— Я очень люблю премии критиков. У нас премий много, а вот государственной… ни одной.
Его коллега Борис Константинов (режиссер Театра кукол им. Образцова, спектакль «Женитьба Фигаро») пообещал всех желающих вернуть в состояние детства. Кстати, это все годы отличало нашу премию — мы горой стояли за детские жанры, и на наших глазах они вышли из рваных 90-х, созрев до мощного искусства, конкурентов которому в мире надо еще поискать.
Наконец, финал — мэтры. Лучшую мужскую роль (спектакль «Юбилей ювелира» в МХТ) выходит получать сам Олег Павлович:
— Я скажу немного. Главное. 60 лет профессионально я занимаюсь сценой. Каков итог? Я не буду рассуждать о художественном совершенстве наших спектаклей, которое, наверное, есть. Главное, что четверо ребят, вышедших из нашего «подвала», из нашей «Табакерки», стали худруками столичных театров. А еще… Не знаю — говорить или нет? Я про среднюю зарплату…
— Ой, не надо, Олег Павлович. Не расстраивайте!
— Н-да. Средняя зарплата у нас — 89 000 рублей. Ну и на каждого ребенка доплата — еще по 12 000. Так что, кто может — рожает. Вот и все, пожалуй.
Под аплодисменты Табаков покинул сцену.
Лучшим спектаклем — вот удивительно — большой формы были признаны два замечательных полотна: «Мефисто» МХТ Адольфа Шапиро и «Нюрнберг» Алексея Бородина в РАМТе.
— Вот и перекинута арка, — сказал Бородин, намекая, что, не сговариваясь, два крупных художника поставили спектакли о войне (и это не считая «Войны» от Чеховского фестиваля), — это важный момент. Чтобы общество знало, чем мы живем, о чем думаем, что чувствуем… не дай бог.
Напоследок все вышли на общий снимок, еще раз отметив, что премия «МК» — «праздник души в это холодное время».
Но на этом премия наша не кончается: поскольку по самым уважительным причинам отсутствовали Наталья Тенякова, Евгения Симонова, Ирина Корчевникова и Вера Васильева, то «МК» примет их отдельно.