Фильма Крестный отец. Леонид Оболенский стал монахом Лаврентием

Есть люди, в судьбе которых связывает невероятное количество счастливых и драматических поворотов, взлетов, падений, трагических событий. И кажется, что один человек должен пройти через все и не сломаться – это просто невозможно.

Такова судьба Леонид Оболенский – актер, режиссер, звукорежиссер, друг и коллега Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова и других отцов-основателей российского кино.

В его жизни было все: слава и богатство, войны и опал, блуждая и возвращаясь из небытия.

В кино он вернулся после 70 лет в роли величественных стариков. Он стал популярным потому, что он был «уходящая натура» – цельный, мудрый, не терять человеческого достоинства. 21 января исполняется 115 лет со дня его рождения.

В ресторане бить чечетку

На первый взгляд может показаться, что Оболенский пришел в кино случайно, по стечению обстоятельств: в 1919 году в Екатеринбурге, он познакомился с режиссером Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ, который пришел на фронтовые съемки, а затем отправился в Москву.

Но эта случайная встреча стала возможной благодаря его активной и Чрезвычайный характер. Не зря ведь в годы Гражданской войны очень молодой Оболенский был в гуще событий: был корреспондентом газеты Красная Армия 3-й армии Восточного фронта.

В 1920-1922 годах Оболенский был в первой Госкиношколе (ныне ВГИК). В то время он выступал на сцене в качестве танцора. Он его оккупации объяснялось просто – надо было зарабатывать на жизнь:

«Это было трудно жить. Барнет боролся в цирке под красным колпаком. Пудовкин разработаны духи «сока эльф», «букет королевы» – и продавали их на Сухаревки. Сделать бутылку, продать, съесть немного. Они завидовали мне, потому что я ел в ресторане, который звучал под крана. Научился танцевать чечетку на сцене во время НЭПа».

Путь к славе. С. Маковецкий — театр Вахтангова и табу на демоническую роль

Подробнее

«Самым аристократическим»

Всеволод Мейерхольд пригласил популярным танцором ставить танцы в спектакле «великодушный рогоносец». Там Оболенский познакомился с молодым театральным режиссером Сергеем Эйзенштейном и принес его в мастерской Кулешова.

«Оболенский-самый аристократичный членом нашей команды, писал Лев Кулешов. – Человек всесторонних интересов – актер, режиссер, танцор, инженер, лингвист, искусствовед, оператор. Близкий друг Эйзенштейна, которому Режиссер доверил свои сокровенные мысли… специальные крепления Эйзенштейна и Оболенский объясняется тем, что Оболенский был крестным отцом Эйзенштейна в фильме».

Ну, так как Сергей Эйзенштейн-гениальный Режиссер, ценность номер один в истории российского и мирового кинематографа, Оболенский можно назвать крестным отцом советского кино.

Подвиг дипломатического курьера. Mahmastal отбился от бандитов, но умер от голода в деревне

Пионер

В 1925 году, Леонид Оболенский начал работать режиссером на киностудии «Межрабпомфильм» (ныне киностудия им. Горьким), поставил несколько фильмов, в том числе популярной тогда группы «кирпичи». Как актер снялся в фильмах «необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «Луч смерти», который стал классикой Советского немого кино.

В конце 20–х годов в мире кино иногда может быть настоящая революция – эпоха звукового кино. И вот Леонид Оболенский, с его инженерными знаниями, был настоящим первопроходцем. Он отправился в Берлин для изучения звукозаписывающая аппаратура. Как звукорежиссер я стажировался немецкого режиссера Йозефа фон Штернберга на съемках фильма «голубой ангел», в котором главную роль сыграла Марлен Дитрих.

Наверное, все знают, что «дорога в жизнь» – первый Советский звуковой фильм. Но мало кто помнит, что саундтрек к этому фильму выступил Оболенский. Кстати, на том же оборудование, которое он привез из Берлина.

Около 20 лет Оболенский преподавал во ВГИКе, практически с первых дней создания Института. Первые занятия проводят в режиссерских мастерских Кулешова и Эйзенштейна, потом преподавал технологию звукового кино. В 1940 году он стал адъюнкт-профессором, начал работать над диссертацией о звуковом кино.

Бендер существовал! Он работал на ЧТЗ и воевали с силовиками

Подробнее

Патер Лоренцо

В начале войны, Оболенский уже не молод, ему было сорок, но, тем не менее, вместе с другими преподавателями ВГИКа в октябре 1941 года он идет в ополчение. «Брянско–Вяземском котле» в плен, потом в концлагерь в Баварии.

В 1943 году немцы сформировали из военнопленных технической поддержки кадров для войск Восточного фронта. Оболенский был в электрические команды, получил свободный режим передвижения. «В феврале добровольно поступил на службу в ветеринарную компанию, где он ремонтировал технику. Так было легче бежать»., сказал он.

По всему миру, а не войне. Два года спас питерцев детей

Ему действительно удалось бежать из плена. Затем он бродил, заболел малярией. Его приютили и в монастыре близ Бендер, где скрывался около года. В монастыре он был пострижен в монахи и принял имя Лоуренс.

«Я был пострижен в монашество и стал послушником, – говорит Леонид Леонидович. – Когда я пришел к епископу и сказал, что КГБ я был, очевидно, в ближайшее время собираюсь взять, он ответил: «вы говорите, что вы изучали искусство? Так вот тебе, мой дорогой, мое послушание. Все, что вы делаете в искусстве, должны коснуться человеческого сердца».

После войны Оболенский был арестован и осужден в 1945 году по статье «государственная измена».

Небольшая комната с низким потолком

Заключенный Оболенский строил железную дорогу на севере, работал в ведомственных театр в Печоре, жил в ссылке в Минусинске, работал режиссером в местном драматическом театре. В 1952 году он был амнистирован и судимость снята, но отказано в праве работать в Москве и многих других крупных городах.

Путь в «большое кино» был отрезан. Начался Уральский период его жизни. Жизнь, описав круг, Оболенский вернулся в Свердловск (Екатеринбург), где в 1919 году он отправился покорять Москву.

В Свердловске, около 10 лет он работал в студии в качестве звукорежиссера и второго режиссера. В 1962 году переехал в Челябинск, работал на региональном репортер телевизионной студии, Режиссер, оператор.

Но чтобы работать, творить, экспериментировать в полную силу ему дали, это был Марк судимости, и ненадежность, и в 1972 году Оболенских переехала на постоянное место жительства в г. Миасс, где работал в качестве директора Методистом клуба кинолюбителей.

Несостоявшийся король Лир. Что скрывать «великим актером» Евгений Лебедев

Подробнее

А в Миассе он жил в крохотной «хрущевке» на первом этаже. Общее описание Московский журналист описал это так: «только небольшую комнату с низким потолком, коридора, окно с треснутым стеклом».

Рядов нет

В 70–е годы Леонид Оболенский вернулся в кино. Его аристократический характер чудесным образом оказались востребованы, особенно в исторических и западных фильмов. Согласие на съемки, он дал только если ему понравится сценарий или личность директора была близка ему по духу.

Фильмы с его участием «место жительства», «чисто английское убийство», «Красное и черное», «ларец Марии Медичи», «Россия молодая», «подросток», «миллион в брачной корзине» и другие до сих пор идут на российских телеканалах.

От Гуров до Гоши. Почему Алексей Баталов не хочет играть звездную роль

В 1991 году Леонид Оболенский был удостоен звания народного артиста РСФСР. Сразу, минуя звание заслуженной. В том же году Оболенский умер. Похоронен в Миассе под именем инока Лаврентия.

В Челябинске на протяжении многих лет киноцентр имени Леонида Оболенского. Центр проводит образовательные мероприятия, организует кинопоказы, встречи с художниками и режиссерами, выставки и кинофестивали.

Кстати, его актерский талант был высоко оценен профессиональным сообществом. В 1980 году актер был удостоен приза «Золотая нимфа Монте–Карло» за лучшую мужскую роль в фильме «конец лета» на международном кинофестивале телевизионных фильмов. Сам Оболенский подумал о том, как в 80–е годы, на встрече со зрителями в Московском Доме кино на вопрос, имеет ли он звания, он отвечает: «у меня нет званий, но призвание».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.