Венгры ищут на Южном Урале, их прародиной. Стекло Римское стекло несколько поколений по наследству. Зубы, археологи могут определить возраст, в котором древние люди отняли от груди. Мы сказали об этом Епимахов Андрей Владимирович, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН.
Между Европой и Азией. Места на Южном Урале, который вы хотите показать друзьям
Предки, одетые в белые
Гизатуллин Эльдар, АиФ-Челябинск: сейчас региональные власти работают над туристическим кластером «Синегорье». И будет ли наш археологических памятников, чтобы привлечь туристов?
Андрей Епимахов: конечно, все относительно. Например, Колизей всегда собирает много туристов и с нашими памятниками сложнее. Туристов, чтобы привлечь их сложно, но возможно. Даже на пляжный отдых человеку интересно узнать что-то новое. Но чтобы показать даже самые красивые места не хватает. Нужна ясность — реконструкция, некоторые предметы, грамотные экскурсоводы. Этот опыт в области такая же арка. Но это единичные примеры, не входит в большой проект. Если есть реально работающий кластер, ситуация изменится.
— Вы изучали социальный состав арку. Многие считают, что это был храм города, где они жили среди священников. И кто же на самом деле жители поселка?
— Понятно, что люди хотят представлять великих предков в белых одеждах. Но эти взгляды взяты из воздуха. В Аркаиме кипела вполне обычная жизнь: люди лепят и били горшки, ткачество, уход за скотом, плавили металл. Конечно, была своя мифология, ибо нет чисто прагматическом обществе. И наше общество не исключение. Поэтому невозможно представить себе Аркаим как священный центр, где проходили одни ритуалы. Нынешние паломники в арке видят то, что хотят видеть.
— Так, не Зороастр не жить здесь?
— Мы знаем, когда и где он жил. Ни хронологически, ни географически, его биография не совпадает с аркой. Кроме того, в Зороастризме нельзя осквернять огонь и скважин, и в syntaktische поселений мы нашли кости животного в огонь, и следы жертвоприношений в колодцах. Хотя есть некоторые параллели в обрядах и мифах. Я думаю, что в Аркаиме жили предки тех людей, которые позже пришли к Зороастризму.
— Вы однажды упомянули уникальные памятники Средневековья. О чем мы говорим?
Это в основном захоронения Угры, предки венгров, в кунашакском районе. Там уже несколько лет российско-венгерской экспедиции. Венгры уже давно заинтересованы в поисках их прародины. Комплекс Угорский могильник на озере «Уелги» может быть ключом к этому заданию.
И говоря о необычных находках, можно отметить стеклянный стакан, сделаны в Римской империи и обнаружил на Южном Урале. Он дошел до наших времен в целости — это уникально! Кто-то принес его с окраин Империи, и, вероятно, наследственным.
Бегуны и гномов. Какие еще монстры видели на Южном Урале
Подробнее
От пару кастрюль истории
— Одно из ваших направлений в социальной археологии. Что это?
— Археология-это наука о вещах, а лучше красивые. Но современная археология все больше превращается в социальный археология является частью этого современного подхода. Нас интересует, как жили первобытные люди, с кем общаться. Я работаю в основном с бронзового века — это было единственное, могильники, клады иногда можно найти. Из эпохи кочевого погребальные памятники и несколько письменных источников. Это тоже совсем немного. И мы должны подняться до уровня, где, кажется, что жизнь был только пару кастрюль, до уровня истории. Видеть не только то, что лежит под землей, но и жизни. И все это «оживить», привлекла специалистов различных смежных дисциплин — биологи, климатологи и т. д.
Но даже здесь есть границы. Мы можем восстановить любые крупные процессы, и индивидуальной жизни древних людей, как правило, не видят. Но, воссоздавая историю нашего прошлого по-прежнему необходимо решать, иначе будет казаться, что реальная история всегда где-то в Европе.
— Ты однажды сказал, что трудно не влюбиться в раннем железном веке. Но люди больше импонирует, возможно, какие-то развалины городов и дворцов, Золотые сокровища…
— Это больше характерно для археологии XIX — начале XX веков, во времена яркие картинки и большие раскопки дворцов. Сейчас мы находимся в истории повседневности. И тогда помочь этнографии, paleoethnography, то есть науки о народах. В том числе и древних. Археология помогает нам укорениться здесь, на южноуральской земле. В противном случае, мы будем, как легкий ветерок, что летал с места на место. Чем лучше вы знаете прошлых, более безопасное будущее.
Курганы и руины.На Южном Урале десятки тысяч археологических памятников
— Кстати, на Южном Урале воспринимается как страна иммигрантов. Или мы можем найти гены древних исконных жителей региона?
— Правда, было много волн мигрантов. И в бронзовом веке был одной из этих волн. Но ни одна волна захлестнула абсолютно всех, кто жил здесь раньше. Часть ассимилировалась и часть левого. Соотношение местных и пришельцев, особенно в далеком прошлом, не всегда понятно. Мы видим смену культур, но физически люди могут быть одинаковыми. В наше время мы видим новую культуру, но все же люди.
Я не согласен, что на Южном Урале мы перекати-поле. Слова Исаака Ньютона: «мы видим так далеко, потому что стоим на плечах гигантов». Но, увы, не всегда мы знаем их имена.
— А это правда, что вещи из гробниц была растащили на талисманы и амулеты?
— Почему уже в древности разграбили захоронения, до сих пор неясно. Не всегда для получения прибыли. Часто грабители точно знали, кто и где, так что могилы грабили в первые месяцы после похорон. Скорее всего, участники похорон. Но почему? Иногда это были попытки нейтрализовать «неправильные» умершего, который был опасен, по верованиям древних. Но в бронзовом веке возмущенного до половины захоронений не может быть все, что «неправильно» мертвы.
Наверное, вещи из погребений были приняты в качестве амулетов, вполне возможно, что человек просто не хотелось уходить, столько добра в земле (металл в свое время ценился очень высоко). Но в эпоху кочевников, сознательно грабил могилы ради золота. Кстати, чистить не грабил — он оставил хоть немного. Это тоже был ритуал.
Топ-5 самых красивых объектов культурного наследия Южного Урала
Конечно, иногда новые пришельцы сознательно уничтожили захоронения древних народов, с тем чтобы утвердиться на земле.
Индиана Джонс-это не археолог
— Где вы планируете работать в следующий полевой сезон?
— На могильник Каменный амбар в районе Карталинский, где я работаю уже 20 лет. Мне еще там копать.
— Почему так долго? Как мог такой крупный объект?
— Немаленькая. И подходы в археологии изменилось. Просто копать-это преступление. Необходимо всесторонне изучить объекты. Мы уже провели генетические исследования, чтобы определить, кто подпадает под одну из Кургана. Кости животных, можно понять, что произошло время погребения. И зубы мы можем даже определить, в каком возрасте те древние люди вышли из груди, что их диета. Мы находим, например, горшки с землей, а состав его знаем, что в этих горшках до — молоко или бульон.
— Получается, Индиана Джонс, который крушит все в поисках одного артефакта, не археолог?
— Нет, конечно. Другое дело, что зрителю интересно смотреть Индиана Джонс, чем меня за столом. Но главный инструмент-голова археолога. И в поле на раскопки, мы только месяц, и большую часть времени мы проводим в офисе.