8 марта исполняется 95 лет со дня рождения советского и российского актера театра и кино, кинорежиссера, сценариста, педагога Евгения Матвеева. В этот день на телеканале "Россия К" – документальный фильм "Любовь и судьба" из цикла "Острова" (14:15) и кинолента "Воскресение" (14:55).
На счету Евгения Матвеева многочисленные театральные роли, более 40 ярких киноролей, талантливые режиссерские и сценарные работы. Коллеги вспоминают о нем как о сильном, стойком, решительном, темпераментном человеке, и в то же время мягком и нежном. В документальном фильме "Любовь и судьба" (8 марта, 14:15) из цикла "Острова" Евгений Матвеев рассказал о своей жизни и творческой судьбе. В фильме приняли участие актрисы Зинаида Кириенко, Ольга Остроумова, Людмила Хитяева, Вия Артмане.
Детство Матвеева прошло в небольшом селе, вдалеке от культурных центров. Но село было очень музыкальным – все жители пели, танцевали, играли на разных инструментах. Маленькому Евгению тоже хотелось иметь какой-нибудь музыкальный инструмент, но денег у семьи не было. Тогда дедушка сказал ему: хочешь – заработай. И он, тогда еще 8-летний ребенок, заработал и купил себе балалайку, с которой потом долго не расставался. Будущий актер играл на ней и пел и жалостливые песни, и частушки. Именно тогда он понял, что может управлять эмоциями людей: захочет – они будут смеяться, захочет – они будут плакать. И ему это понравилось. В 16 лет он увидел выступление профессиональной труппы из Херсонского театра (сейчас – Херсонский областной академический музыкально-драматический театр им. Н. Кулиша), сбежал из дома и стал работать в театре статистом. В одном из спектаклей в крохотной роли его заметил известный актер Николай Черкасов, который посоветовал Матвееву отправиться на учебу в Киев к Александру Довженко в его актерскую школу при Киевской киностудии. В этой школе Матвеев и проучился до начала Великой Отечественной войны. Демобилизовавшись в 1946 году, он стал играть в театрах – сначала в Тюменском драматическом, потом в Новосибирском государственном академическом драматическом. Вершиной его театральной карьеры стал Государственный академический Малый театр, в котором он проработал более 15 лет. "Мне казалось, что Малый театр – это самый великий актерский театр, – вспоминал Евгений Матвеев. – Он всегда был наполнен энергией, глубоким смыслом – тем, что так нравится публике".
Параллельно с театром актер стал сниматься и в кино. Григорий Полипчук в фильме "Дорога", Иван Лукич Сорокин в картине "Восемнадцатый год" из трилогии "Хождение по мукам", Александр Лобанов в "Деле "пестрых". Роль Макара Нагульнова в картине "Поднятая целина" сделала Матвеева невероятно популярным. Потом был князь Дмитрий Неклюдов в картине "Воскресение" (8 марта, 14:55), танкист Владимир Федотов в фильме "Родная кровь", матрос Василий Гулявин в "Ярости". Матвеева желала видеть вся страна, и он часто принимал участие в разных театрализованных представлениях, проходящих на стадионах. На одном из таких представлений он получил тяжелую травму, после которой врачи сказали, что ему придется расстаться с актерской профессией. Это стало для него тяжелым ударом, ведь, как говорил Евгений Семенович, "актер – это существо невыносимо жадное до работы, и нет такой профессии, которая могла бы так страдать от безделья, как актер: поэт может писать в стол, художник может рисовать для будущих поколений, а актер должен играть сейчас, сию минуту".
Именно в этот период Евгений Матвеев и переключился на режиссуру. Его режиссерским дебютом стал фильм "Цыган", в котором он к тому же сыграл главную роль. "Для режиссера это очень трудно: и снимать, и сниматься. Происходит какое-то раздвоение, – рассказывает о Матвееве актриса Ольга Остроумова. – Но, несмотря на это, он потрясающий режиссер, и если б я была продюсером, я пошла бы на любой эксперимент, лишь бы только он снимал". А потом были фильмы "Любовь земная", "Судьба", "Победа", в которых Евгений Семенович уже выступил и актером, и режиссером, и сценаристом, и в каждой области он проявил себя на высочайшем уровне, потому что по-другому не представляет себе свою работу. "Я максималист, и не могу себе представить в искусстве минималиста, – говорил Евгений Матвеев. – Это как же можно себе вообразить: отражать жизнь, участвовать в ней, сопереживать – и вдруг наполовину? Народу нельзя лгать. С ним надо говорить просто и по-человечески".