"Шилова нет, есаула нет, золота нет"… Эдуард Володарский умел рассказать любую историю, берущую за душу. Среди сценаристов он был первым по уровню произведений, по размаху, да и по славе. По его сценариям сняты фильмы "Проверка на дорогах", "Свой среди чужих…", "Мой друг Иван Лапшин" – это давно классика. Из сравнительно недавнего – "Обитаемый остров", "Утомленные солнцем-2". Сегодня исполнилось 75 лет со дня рождения Эдуарда Володарского.
На его счету десятки лучших отечественных фильмов. Один из них в 71-ом – оказался на полке. "Проверка на дорогах" проверку партруководства не прошла. Та же участь постигла и еще одну ленту Алексея Германа – "Мой друг Иван Лапшин". А спустя годы, они с Володарским уже получали за эти фильмы награды и государственные премии.
Уже тогда Эдуард Володарский брался за темы, которые многие обходили стороной: будь то репрессии в "Прощай, шпана замоскворецкая" или оборотная сторона войны в "Штрафбате".
Он держал планку в любом жанре. Сериалы делал серьезными и сильными. Восьмисерийного "Достоевского" Эдуард Володарский хотел назвать "13-ый апостол". Владимир Хотиненко часто вспоминает, как ему с Володарским досталось за сцену казни Достоевского от литературоведов и историков. Как их корили за то, что надели на писателя мешок!
"Мы естественно с ним знали, что до Достоевского очередь не дошла. Но правда жизни не есть правда искусства. И здесь речь идет не о правде изображения, а правде ощущений! Ведь Федор Михайлович был такой человек: он буквально это переживал", – рассказывает Владимир Хотиненко.
Еще один неподъемный материал – эпопея "Жизнь и судьба" Гроссмана. Во многом Благодаря Володарскому, роман стал киносценарием и одной из самых сильных лент Сергея Урсуляка. Режиссер вспоминает, что обсуждали не просто отношение к роману, а как сделать из него кино.
"Это выстроить было сложновато. И я думаю, что кроме такого мощного мастера – никто бы с этим не справился. Потому что такая многофигурная композиция, так много нужно было дописывать сюжетных линий, кусков диалогов, чтоб это было еще похоже на первоисточник!" – отмечает Урсуляк.
Эдуард Володарский был невероятно энергичным, жадным до жизни и трудолюбивым человеком. Мог написать сценарий к полнометражному фильму за неделю. До последних дней он работал за своим роскошным массивным письменным столом, похожим, как говорят, на него самого.