История о выдающемся фальсификаторе XX века ‒ в новом фильме Рудольфа ван ден Берга

Чeлoвeк, oбмaнувший группeнфюрeрa. Истoрия o выдaющeмся фaльсификaтoрe XX вeкa ‒ в нoвoм фильмe Рудoльфa вaн дeн Бeргa «Подлинный Вермеер». Лента основана на реальных событиях и рассказывает о голландском живописце, славу которому принесла подделка картин Вермеера Дельфтского. Алия Шарифуллина расскажет об этой захватывающей истории.

Художник Хан ван Меегерен всю жизнь мечтал о славе. Влюбленный в искусство великих мастеров прошлого, в настоящем он чувствовал себя чужим и ненужным. Его называли ретроградом, реакционером и бездарью. Тогда Меегерен решил отомстить критикам, создав «неизвестный шедевр» Вермеера. Полотно «Христос в Эммаусе» два дня детально изучал знаменитый историк и искусствовед Нидерландов Абрахам Бредиус. Осмотрел все – холст, подрамник, даже гвозди на картине. И заключил – это точно Вермеер. «Христос в Эммаусе» стал открытием века. На разработку специальной техники у Меегерена ушло почти четыре года.

«Он стал изготовлять кисточки из бобрового волоса такие же, какими пользовался Вермеер. Он помещал холст в специально разработанную им печь. Подогревал холст до ста градусов. Картина после какого-то времени приобретала естественный кракелюр», ‒ рассказал искусствовед Михаил Каменский.

После первой подделки художник хотел во всем признаться, но фальсификация оказалась выгодным делом. За все проданные шедевры Меегерен заработал более 60 миллионов долларов. Деньги прятал в трубы центрального отопления, под плиты пола, закапывал в саду и беспечно забывал, куда именно.

Май 1945 года. В нидерландском суде рассматривают дело художника Хана ван Меегерена ‒ государство обвинило его в распродаже национального достояния и сотрудничестве с нацистами. В 43-м году американские военные нашли в Альпах тайник рейхсмаршала Германа Геринга. Среди тысяч предметов искусства была картина Вермеера «Христос и грешница». Геринг очень гордился этим полотном и хвастался своим приобретением фюреру. Картина обошлась Герингу в миллион 600 тысяч гульденов.

«Он попросил проверить эту вещь. Но подлинников Вермеера в Европе было немного. Их всего ‒ 34, наверное. В период военных действий произведения были спрятаны в запасниках. Сравнить с подлинниками было невозможно», ‒ пояснил Михаил Каменский.

Поиски предыдущего владельца картины привели американцев в Нидерланды. А точнее – к Хану ван Меегерену. Художник понимал, за сотрудничество с врагами ему грозит виселица. И тогда он решил сделать сенсационное заявление. «Я не предатель. Я мошенник», ‒ заявил Меегерен, признавшись, что много лет подделывал работы великого голландца. И именно его картины, а не Вермеера, висят в самых знаменитых музеях страны. На карту была поставлена репутация экспертов, которые подтверждали подлинность картин. Тогда Меегерену предложили написать Вермеера на глазах у судей. «Молодой Христос, проповедующий в храме» ‒ последняя работа мастера подделки.

За мошенничество Меегерен был приговорен к одному году тюремного заключения. Зал суда великий фальсификатор покидал под бурные овации публики ‒ это было признание, которого он так добивался. Но спустя месяц после приговора Меегерен скончался. Подделки уничтожать не стали, иногда они даже экспонируются. А «Христос в Эммаусе» до сих пор висит в музее Бойманса в одном зале с Пикассо и другими новаторами, которых Ван Меегерен так презирал.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.