Израиль: новозаветное путешествие

WomanHit.ru рaсскaзывaeт, кaк oтдoxнуть с пoльзoй для души

Пo кoличeству дуxoвныx святынь нeт нa зeмлe другoгo тaкoгo мeстa, кaк Изрaиль. Дaжe туры спeциaльныe eсть: «Пo святым мeстaм». Экскурсии этo мнoгoднeвныe и мнoгoфoрмaтныe. Oтпрaвляясь пo стoпaм зeмнoй жизни Xристa, мoжнo пoсмoтрeть пoчти вeсь Изрaиль, включaя зaкрытыe тeрритoрии Пaлeстинскoй aвтoнoмии. И пoскoльку кoнцeнтрaция святынь рaзличныx рeлигий и истoричeскиx пaмятникoв здeсь прoстo нeвeрoятнa, тo пaрaллeльнo мoжнo пoсeтить нeмaлo библeйскиx мeст и изучить истoрию Зeмли oбeтoвaннoй.

Туры oргaнизoвывaют мeстныe изрaильскиe фирмы. A пoскoльку пaлoмникoв нa Святую зeмлю всeгдa прибывaeт много, дело это здесь уже отлажено до мелочей. Программы различаются: для верующих воцерковленных, которым важно соблюдать все церковные правила и праздники, — программа одна, для светских туристов — программа корректируется. Различаются также программы для православных, католиков, мусульман и иудеев. Ведь у каждой конфессии есть свои особые места, которые туристы хотели бы посмотреть. В первую очередь это храмы, которые посещают группы. Надо ли говорить, что в одном и том же месте, которое связано с Евангелием, рядышком, как правило, стоят храмы православные и католические. Но различия — в деталях. А основа одна. Вот так приблизительно выглядит усредненная программа тура «По святым местам».

1-й день — встреча группы и расселение в гостинице. Активные экскурсии начинаются со второго дня.

2-й день посвящен Иерусалиму. А вернее, его христианским святыням. Туристы посещают Масличную гору, где находится Гефсиманский сад — место Тайной вечери и последней молитвы Христа возле оливы, церковь Страстей Господних, Церковь Успения Богоматери. На Елеонской горе обязательно покажут место вознесения Христа, так называемую. «стопочку» Иисуса: след от стопы сына Божьего, который он оставил на земле после вознесения. И, конечно, в Иерусалиме, в Старом городе, туристов проведут по Крестному пути, пролегающему по улице Виа Долороса, до храма Гроба Господня, где находятся Голгофа и кувуклия — могила Христа, куда он был положен после снятия с распятия. Во второй половине дня вас отвезут на территорию Палестинской автономии, в город Вифлеем — в храм Рождества Христова. Ведь именно здесь, согласно Евангелию, спаситель появился на свет.

На 3-й день вас ждет экскурсия по Галилее и Назарету. В городе Назарете, как известно, жили земные родители Иисуса — Мария и Иосиф, здесь Пресвятая Дева получила известие от архангела Гавриила, что она станет матерью Мессии, здесь Иисус провел свое детство и юность, здесь он начал свои проповеди. А учеников — будущих апостолов — Иисус набирал из местных галилейских рыбаков. Здесь же — в Галилее — протекает и река Иордан, в которой Иисус крестился. И гора Фавор, где произошло таинство Преображения Господня. В это же день вы посетите Капернаум, где произошло евангелийское исцеление, и Канну Галилейскую. Увидите Тивериадское озеро, по которому аки посуху ходил Спаситель и на берегах которого читал свою Нагорную проповедь.

В 4-й день вас ждет экскурсия по Тель-Авиву, где не только находится православный храм, издавна встречающий прибывающих к берегам Палестины паломников, но и знаменитое Яффо, где Ной с сыновьями соорудил свой ковчег и откуда отправился в стихийное плавание, вызванное Всемирным Потопом.

В остальные дни вас ждет вполне светская программа с посещением Мертвого моря, спа-процедур и дополнительных экскурсий по вашему желанию.

Таков условно ваш маршрут по Израилю. А теперь остановимся поподробнее на основных его пунктах.

Иерусалим

С Иерусалимом связаны последние дни земной жизни Христа. В Гефсиманском саду оливы в три обхвата — многовековые. Гиды уверяют, что у одной из них, самой старой, двухтысячелетней, и провел свою последнюю ночь в кругу учеников Иисус. Чуть поодаль — грот, где заснули апостолы, в то время как Иуда вел стражу, чтобы арестовать Христа… В Израиле испытываешь странные ощущения: все то, что ты читал или слышал о библейских и евангельских событиях, воспринимая это как сказку или миф, вдруг оживает на месте и обретает вполне реальные черты. «Посмотрите налево — вот каменный порог дома, где Иисус оживил Лазаря, а вот на этом месте находились апостолы Петр, Иаков и Иоанн, ставшие очевидцами Преображения Господня: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»… То же и в Иерусалиме. Когда гид, показывая на серую скалу под стеклом в храме Гроба Господня, поясняет, что это и есть библейская Голгофа, поначалу относишься к этому скептически: ну как спустя столетия можно определить, на каком именно холме распяли Христа? Но после небольшого экскурса в историю все встает на свое место. Мать римского императора Константина Елена, которая в IV веке с усердием археолога искала в разрушенном Иерусалиме места, связанные с жизнью Христа, взялась за дело с научным подходом. Голгофу определили… по шурфам. Холмов вокруг Иерусалима много, но казни проходили лишь на одном из них. А преступников римляне распинали на кресте. Холмы здесь каменные, и чтобы воткнуть в него тяжелое основание креста, требовалось высверлить глубокие шурфы. Елена приказала искать холм с отверстиями на вершине. Так и был обнаружен утес, на макушке которого было ровно три отверстия. А глубокая трещина, что шла от вершины почти до самого основания, подтверждала гипотезу, что это и есть место казни Христа. Ведь из Евангелия известно, что сразу после смерти Иисуса Голгофа раскололась.

Старый город Иерусалима напоминает большой и шумный восточный базар. Что ни улица, то торговые ряды. И лишь на одной из них — Виа Долороса — можно увидеть людей, мало интересующихся товаром многочисленных лавочек, но старательно изучающих камни мостовой и стены. Это паломники ищут на Крестном пути метки пяти остановок Христа — здесь он припал на колено, здесь облокотился рукой о стену… А вот знаменитое «игольное ушко», не благосклонное к верблюдам, можно увидеть, только зайдя на территорию Русской православной миссии. Именно там находится часть бывшей городской стены Иерусалима. А «игольным ушком» называли узкую калитку для скота в этой стене. Калитка была устроена так, что пройти через нее овечки или козы могли лишь по одному: чтобы удобнее было считать их по головам. Вечером же погонщики вместе со всем своим скарбом, опасаясь воинственных бедуинов, старались укрыться за городской стеной. Тащили с собой и верблюдов, чтобы их не украли. Вот и представьте, как пропихивали эти массивные «корабли пустыни» в узкий лаз. Так что в Иерусалиме что ни привычный образ — то его наглядное воплощение.

Вифлеем

Чтобы попасть к месту рождения Христа, нужно въехать на территорию Палестинской автономии. Стену с колючей проволокой поверху и автоматчиками на КПП туристические автобусы минуют без проблем. Израильские пограничники заходят в салон, цепким взглядом оценивают обстановку и, как правило, без лишних вопросов пропускают. За стеной начинается «другой мир» — арабский колорит чувствуется во всем. Голоногие дети, спрашивающие копеечку, торговцы тростниковыми дудочками и самодельными бусами, обступающие автобус… Паломников здесь уважают, ведь на них держится хрупкое благополучие местного населения. Центральная площадь города представляет собой удивительный симбиоз религий. С одной стороны каменной громадой залегает храм Рождества Христова IV века, как и все раннехристианские строения, не имеющий четкой архитектуры. А напротив высится мечеть. И когда храмовые колокола начинают звонить к обедне, с минарета раздается призывный клич муэдзина. Посреди же площади стоит вполне современное здание администрации, на крышу которого на Рождество водружают пластикового Санта-Клауса — полная эклектика.

Паломники приезжают в храм, чтобы прикоснуться к Вифлеемской звезде, что находится у входа в Грот Рождества — той самой пещеры-хлева, в котором на свет и появился Спаситель. В храме находится единственная в мире икона с улыбающейся Мадонной: все привыкли, что у иконописной Девы Марии скорбное лицо, Богоматерь же Вифлеемская радостна. Еще одно чудесное место в храме — колонна с пятью отверстиями, расположенными крестообразно. По поверью — это след руки Святой Девы. И если вставить в эти отверстия свои пальцы и помолиться, слова твои будут услышаны и исполнены.

А за стеной храма находится скорбное место: Пещера невинных младенцев, где покоятся тела тех самых вифлеемских детей, уничтоженных по приказанию царя Ирода.

Назарет и Галилея

Это только в древнем государстве Израиль считалось, что в Галилее не может быть ничего годного. На самом деле земля Галилейская — самая благодатная часть Израиля. Зеленые холмы, плодородные поля, леса, которые в стране редкость. И жемчужина Галилеи — Тивериадское озеро, или Галилейское море. По дороге в Назарет вам обязательно покажут изумрудную гору Фавор, абсолютно правильной формы, на которой произошло Преображение Господне. На вершине горы два храма — один православный греческий, второй — католический. И каждый уверяет, что стоит именно на том месте, где и произошло знаковое для христианства событие. Неподалеку от горы-святыни находятся те самые поля Армагеддона, на которых, согласно «Откровениям» Иоанна Богослова, произойдет финальная битва добра со злом. Цветущая долина совсем не выглядит зловеще. Тучные черноземы мирно зеленеют посевами и отражают солнце окошками искусственных водоемов. Конца времен пока ничто не предвещает…

Назарет имеет свой дополнительный выходной день — в Благовещение горожане не работают, хотя весь остальной Израиль исправно трудится. Все потому, что благую весть Дева Мария получила именно у назаретского родника. Сейчас над ним стоит храм Благовещения. И опять же, когда встает вопрос, с чего римляне решили, что Архангел Гавриил посетил Марию именно здесь — ответ находится сразу. В Назарете есть всего один родник. Зато белых голубей здесь полным-полно. Они сидят на окошках старинных домов, летают над Центральной площадью. То ли это потомки того самого голубя-вестника, то ли жители специально их разводят.

Но истинное украшение Галилеи — это Тивериадское озеро, на берегах которого и происходили основные евангелийские события. Здесь Иисус призвал основных своих учеников, здесь он ходил по воде, здесь в деревне Магдала жили сестры Мария и Марфа, ставшие впоследствии верными сторонницами Христа. Здесь Христос воскресил Лазаря и исцелил множество больных, здесь произошло чудо умножения хлебов. И здесь, на горе Блаженства, он произнес свою известную Нагорную проповедь.

В общем, Израиль — страна-история, страна-святыня. Семь или восемь дней тура пролетят здесь настолько незаметно, что потребуется еще не одно посещение, чтобы охватить все интересные места. И в следующий раз можно выбрать тур по библейским святыням.

израиль, отдых, путешествия

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.