Кинорежиссеру Михаилу Калику 90 лет. Его вклад в историю советского кинематографа – это прежде всего фильм «До свидания, мальчики!», это картина «Человек идет за солнцем», это художественно-документальная лента «Любить», судьба которой драматична не меньше судьбы автора. Когда Калику было 24 года, его и ещё четверых по доносу общего приятеля осудили за «террористические намерения» и «еврейский буржуазный национализм». Дали 25 лет. После смерти Сталина освободили, реабилитировали, восстановили во ВГИКе. И Михаил Калик начал снимать. В его картине «Любить» священник Александр Мень рассуждал о любви. И когда цензура эти сцены из фильма вырезала, Калик подал документы на выезд. Уехал в 1971-м. Рассказывает Станислав Дорэ.
Жизнь Михаила Калика драматичная и захватывающая, как в кино. Спустя 20 лет после переезда в Израиль он снял художественный фильм о самом себе, о жизни в СССР. Ленту «И возвращается ветер…» кинокритики сравнили со знаменитым фильмом Феллини, назвали русским «Амаркордом». В своей картине Калик рассказал, как подростком, будучи в эвакуации в Алма-Ате, полюбил кинематограф, после того как случайно оказался на съёмочной площадке «Ивана Грозного» Эйзенштейна. Поведал о студенческих годах, о сфабрикованном против него деле, о тюрьмах и лагерях, о режиссёрских победах и поражениях, которые не сломали, сделали сильнее.
«Михаил Наумович — человек с сильнейшим характером, потому что он пережил то, что пережил. Не сломаться и не стать другим человеком. Его фильмы не похожи на человека, сидевшего в лагере. Это фильмы, снятые как будто бы человеком, живущем в счастье», — отмечает режиссер Сергей Урсуляк.
Кстати, Калик был председателем комиссии на Высших режиссёрских курсах в год, когда Урсуляк на них поступил. Другой российский режиссёр Николай Досталь сыграл у Михаила Наумовича главную роль в легендарной картине «До свидания, мальчики!» по повести Бориса Балтера. Светлый, романтичный и новаторский фильм. Калик первым среди режиссёров советской «новой волны» использовал в игровой картине документальную хронику. Кадры, снятые на море, для режиссёров и операторов стали эталонными.
«Спустя годы и даже десятилетия я считаю, что это одна из лучших картин о войне, о предвоенных годах, о том времени. Она такая, несмотря на то, что кино — скоропортящийся продукт, а это долгоиграющая картина оказалась», — говорит режиссер, народный артист России Николай Досталь.
Михаила Калика называют мастером поэтического кино. Самой лиричной картиной режиссёра стала лента «Любить». Фильм пошёл вразрез с советской идеологией, его без ведома Калика перемонтировали, кадры с Александром Менем вырезали. Авторскую копию изъяли, только в 90-х Калик заново собрал собственную версию. После переезда в Израиль фильмы режиссёра в СССР вообще запретили, но Калик не сломался. Говорит, оптимизм – его суть. Себя называет свободным от рождения человеком. В трудные минуты к жизни относится как к игре. Так было, и когда его арестовали. Калик представлял, что в Сибирь его послали специально как режиссёра, чтобы увидел и изучил жизнь.
Завтра на телеканале «Культура» в 10:35 смотрите фильм Михаила Калика «Любить», восстановленный самим режиссёром.