«Лeнфильм» — oднa из стaрeйшиx и вaжнeйшиx кинoстудий стрaны. В эти дни oнa oтмeчaeт свoe 100-лeтиe.
«Лeнфильм» – этo, в кaкoм-тo смыслe, «колыбель» отечественного кинематографа. Именно здесь, в нынешнем Четвертом павильоне, а в те дни в театре «Аквариум», 122 года назад состоялся первый киносеанс в России. Были и другие события, которые можно объявить началом истории «Ленфильма». Официальная дата – это всё же 30 апреля 1918 года, день создания Петроградского кинокомитета. Дарья Турусова о прошлом, настоящем и будущем киностудии.
«Уплотнение» – первый советский фильм, созданный первой отечественной кинокомпанией Петроградским кинокомитетом в 1918 году. Во все сложные времена киностудия, известная теперь под названием «Ленфильм», держала марку: в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, в темный период после распада Советского Союза. В эти годы встал вопрос о существовании «Ленфильма». Помещения сдавались в аренду, всего несколько павильонов продолжали функционировать. То, что студия сохранилась как съёмочная площадка, а не была распродана по частям, — это во многом заслуга кинорежиссёра Алексей Германа — старшего. В кризисные годы он был художественным руководителем «Ленфильма». И только в начале 2000-х годов были сделаны первые шаги к возрождению.
«В первую очередь, моя мама — Светлана Кармалита. Потом она заставила Сокурова и папу, чтобы они действовали активнее. И попросила их написать письмо Путину. И после письма Путина что-то начало происходить», — вспоминает кинорежиссёр, член совета директоров киностудии «Ленфильм» Алексей Герман-младший.
Но активные изменения начались всего 5 лет назад. Студия получила кредит, гарантом которого стало государство. На эти средства были восстановлены павильоны, студия была оборудована согласно последнему слову техники.
«Потрясающе интересным у нас получился заново построенный комплекс постпродакшена»,- делится радостью генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин.
Самой большой сложностью на сегодня стал процесс возвращения прав на фильмы. В 2003 году киностудия была преобразована в частную компанию, которая, по закону, не имеет права владеть фондами. Теперь все права на ленты, созданные до 2002 года, принадлежат Госфильмофонду.
«Нужно было проработать вопрос передачи прав. Если не прав, то вопроса дохода от коллекции. Таким способом живут все киностудии мира. И ровесники киностудии «Ленфильм», и Universal. Все крупные компании живут и развиваются, только благодаря доходу от прав на ранее созданные фильмы», — добавил Пичугин.
После многочисленных преобразований «Ленфильм» представляет собой высокотехнологичную площадку, где возможно создать фильм без привлечения сил извне. Так называемая, студия полного цикла. Только за прошлый год на базе «Ленфильма» было осуществлено более 200 проектов, включая международные.
«Наши коллеги из Голливуда работали над картиной. Это американская картина, где весь состав был иностранный, а всё от трапа до трапа обеспечивал Ленфильм», — заключил Пичугин.
В планах у «Ленфильма», по словам директора, ещё две совместные работы с Китаем, несколько масштабных исторических лент. Всего в производстве на студии может осуществляться одновременно до 15 крупных проектов.
Сегодня «Ленфильм» – ещё и большая выставочная площадка, постоянная экспозиция которой представлена костюмами, фрагментами декораций и реквизитом из картин разных лет, формирующих 100-летнюю историю старейшей в России киностудии.