3 нoября испoлняeтся 95 лeт вeликoгo писaтeля, пoэтa, дрaмaтургa и писaтeля Лeoнидa Зoринa. Вaxтaнгoвский тeaтр oчeнь пoвeзлo, чтo eгo рeпeртуaр пeрeсeкся с твoрчeствoм Г. Л. Зoринa, дрaмaтичeский писaтeль мирoвoгo мaсштaбa.
В тeaтрe Вахтангова в разные годы с большим успехом шли четыре его пьесы:
1965 – «Дион». Режиссер Рубен Симонов в ролях: Михаил Ульянов, Николай Плотников, Юлия Борисова.
1967 – «Варшавская мелодия». Режиссер Рубен Симонов в ролях: Михаил Ульянов, Юлия Борисова и.
1969 – «коронация». Директор – Евгений Симонов, в ролях: Николай Плотников.
2002 – «Царская охота». Режиссер – Владимир Иванов, В ролях Мария Аронова, Анна Дубровская, Владимир Вдовиченков.
Все началось в начале 60-х годов прошлого века, голосом последние капли оттепели. Леонид Генрихович вернулся в театр Человек со своими страстями, чувствами, мыслями, сила и слабость.
В «Дионе», как не в одной другой игровой рука судьбы была раскрыта непримиримого характера конфликта между личностью и властью. Поэтому, видимо, «компетентные органы» так придирчивы к постановкам этой пьесы. Известно, что на ул. Товстоногова N «Дион» в Ленинградском БДТ был запрещен из-за совершенно явного illusionniste. Рубена Симонова в своем выступлении дал миру вневременной характер конфликта поэта с властью. Но это позволило театру, принимая во внимание «многочисленные справедливые замечания», чтобы произвести этот красивый кусок Зорина по желанию.
Те же проблемы в несколько ином преломлении были решены позднее и в «коронации» — спектакль Евгения Рубеновича Симонова.
Еще один аспект творческого исследования «проклятой» темы, предложенные писателем в глубоко лирическая «Варшавская мелодия». Играть из-за трагических событий прошлого нашей страны, когда Указом Президиума Верховного Совета запретил браки с иностранцами. В зависимости от обстоятельств, герой пьесы и спектакля Виктор отказывается от любви, обрекая себя на духовную пустоту. Интересно отметить, насколько по-разному трактовать финал этой истории режиссер Р. Н. Симонов и играть роль художника М. А. Ульянов. Симонов предложил Ульянов подумать об отказе от любви вынужден действовать, таким образом, оставаясь любящим человеком до конца. В трактовке Ульянова, герой, будучи конформистом, пришлось отказаться от любви добровольно, став полной ничтожности человека. В конце концов, по взаимному согласию, был найден минимальный компромисс, хотя окончательный вердикт в этом споре утомлять зрителя.
Тот же конфликт любви и долга легли в основу еще одной замечательной сцены тот же период – «Царская охота». На этот раз он действовал персонажей русской истории в событиях, действительно имевших место. Тем не менее, театр обратился к пьесе режиссер В. В. Иванов много лет после ее написания. Но это ни в коей мере не умаляет, а, наоборот, подчеркнул ее неоценимую литературными достоинствами. Исполняя государственный долг, блестящий царедворец, Граф Орлов, по сути, предал в руки палачей его любовь дала ему всем сердцем красивой беззащитной женщине. Вечный конфликт человека и власти в свое время получила в этой пьесе, а позже в игре, его блестящее развитие и, в конечном счете, нерастворимости.
Тщательно нарисованные персонажи по имени играет (большую литературу!) обогатили творческую палитру театра Вахтангова актеры, открыла для них новые горизонты. Среди них были и актеры старшего поколения – Юлия Борисова, Николай Плотников, Михаил Ульянов, Николай Гриценко и молодые вахтанговцы – Мария Аронова, Анна Дубровская, Елена Сотникова, Владимир Вдовиченков, Юрий Красков, Алексей Завьялов и др.