Михаил Ульянов — трагический актер трагической эпохи.

 

Гoвoрит Людмилa Мaксaкoвa.

«В aвгустe 1991 гoдa прoизoшлo нeчтo нeвeрoятнoe, чeгo никтo дaжe прeдстaвить сeбe и нe мoгли сeбe прeдстaвить, — руxнулa гoрa, глыбa, руxнулa и рaзлeтeлaсь! Зa Советское правительство и Советский Союз прекратил свое существование.

Михаил Александрович Ульянов был во всех отношениях, и параметров на вершине горы, и как официальный руководитель (он был, ни больше, ни меньше, член ревизионной комиссии ЦК партии) и как руководитель театрального общества (он был председателем Союза театральных деятелей).

И как актер — он верил в идеалы коммунизма и светлое будущее и с буйным темпераментом и блестяще сыграл С. М. Киров, и вождей мирового пролетариата — в. И. Ленин и И. в. Сталин и Маршал Жуков (Маршал сам, кстати, принести мне твое изображение кому угодно, но Ульянов не допускается).

Правительство наградило его высокие регалии, титулы и звания, они посыпались как из рога изобилия.

Но!…

Это рушились горы, к великому счастью, не Ульянов погребены под его развалинами. Она дала ему, видимо, судьбой, еще более сложную и важную роль, чтобы сохранить и утвердить систему Вахтангова, театр Вахтангова.

Он сумел выполнить Завет своего учителя, Рубен Николаевич Симонов, который, в свою очередь, считал, что его жизненные цели, чтобы прославить имя Евгения Вахтангова, чтобы защитить и сохранить, несмотря ни на какие исторические коллизии и невзгоды, в театр имени своего учителя.

Ульянов считал Вахтангова театр дом их предков, себя и своего верного сына, и врожденного благородства души и сердца, всю силу своего темперамента боролись за выживание на родине в это трудное время платить за это своими жизнями.

Социализм рухнул вместе с их идеями и идеалами, и он был заменен на рынке, с так называемой «рыночной экономики».

И директоров, что Ульянов хотел принести на работу, бегали друг за другом («….. и я, как мальчик, с его языка заставляли бегать после них…», — пожаловался Михаил Александрович). Они ушли на более выгодные предложения, а Михаил Александрович был скромным финансовым возможностям и сумасшедшие гонорары он, при всем своем желании, предложить они не могли.

Кто остался?

Роман Виктюк, кто уже успешно поставил пять спектаклей. Но Совет, по-прежнему существовали тогда, не считаю возможным и необходимым обеспечить следующие работы (речь шла о «полонез Огинского» Н. Коляды, который мы с Сергей Маковецкий сыграл на стороне, потому что в этот момент Виктюк был уже в театре).

И Петр Фоменко, который также поставил нас четыре спектакля, два из которых «без вины виноватые» и «Пиковая дама» стала, без преувеличения, шедевры, которые все единодушно признавали (на гастролях в США спектакль «без вины виноватые» был назван газетой Нью-Йорк Таймс Триумф Станиславского система).

Но на прочтение пьесы «Горе от ума», что Фоменко пришел к положить, один актер пришел с бутылкой пива, потягивая его прямо из бутылки, а другая актриса, будучи не совсем в творческом пути, сказал, что играть это плохо, однако, использовав при этом более сильный эпитет. Конечно, Петр Николаевич бежали без оглядки, к счастью, это был где, он тоже в тот момент был крошечный, но свой театр, ныне известный всему миру как «Мастерская Петра Фоменко».

Эти два дела красноречиво говорят о том, что в те годы в ситуации всеобщего разброда и шатания в стране, очень печально отразиться на состоянии дел в театре. И Михаил, будучи невероятно добрый и тактичный человек, один из актеров обидеть не мог, и не хотел, что не всегда на пользу дела.

Когда у нас в театре была беда — умер замечательный волынцев Юрий, для того, чтобы спасти шоу «без вины…», Михаил Александрович представил в роли Shmagi и блестяще сыграл, не считая для себя ввод что-то постыдное или унизительное.

И последним в его жизни в театре, также отмечен трагический эпизод. Во время выступления он забыл текст песни «сияла ночь…», то все, что он пытался сказать — но он не слышал намеков, он был уже очень болен, и в зале стояла мертвая тишина… Михаил Александрович встал, поклонился публике, и едва сдерживая слезы, почти шепотом сказал: «извините…» (как у нас в этот момент не разрывалось сердце — удивительно).

Выходя на сцену, он положил сценарий на стол помощником директора и сказал: «Вот и все!..». Так закончилась его блестяще и бескорыстно огромный актер.

Когда вы посмотрите на его замечательные фильмы, где Михаил Ульянов играл всегда герой, Герой нашего времени (этот «Президент» и «Ворошиловский стрелок»), то становится очевидным, что только великий художник может выразить драматизм персонажа любой эпохи.

Но жизнь шла своим чередом, и судьба театра продолжали беспокоить его бесконечно. Он начал волноваться и искать кого-то, все же, вы можете пройти всю свою жизнь?! И то, что сейчас театром руководит Римас Туминас-это все забота и заслуга Михаила Александровича.

И мы должны снять шляпу, встать на колени и сказать: «спасибо, любимый и замечательный Михаил Александрович! Прими нашу благодарность, уважение и любовь!»

Известия, 20 ноября, 2017https://iz.ru/670911/liudmila-maksakova/tragicheskii-ulianov

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.