Нa «Мoсфильмe» приступили к цифрoвoй рeстaврaции фильмa Мaрлeнa Xуциeвa «Июльский дoждь». Зa прoцeссoм вoсстaнoвлeния лeнты, снятoй более полувека назад, наблюдала Алия Шарифуллина.
В белом халате, при температуре не выше 20 градусов – иначе пленка потеряет свои эластичные свойства – ее заправляют в специальный сканер. Это один из самых первых и самых важных этапов реставрации фильма. По кадру изображение попадает в компьютер, где на большом экране, как под микроскопом, можно будет увидеть то, что при обычном просмотре не сразу бросается в глаза.
«Сканирование должно проходить в максимально стерильной обстановке, потому что любая пылинка, попавшая во время сканирования, потребует дополнительной работы. Наша задача не привнести дополнительного мусора, пока мы работаем», — объясняет Михаил Сытый, главный специалист производственного комплекса «Телекино».
Какими бы идеальными условия хранения ни были, химические реакции, свойственные старым пленкам, необратимы. Есть так называемый «уксусный синдром», который буквально съедает кинозапись. «Июльскому дождю» Марлена Хуциева в этом плане повезло: негатив сохранился в неплохом состоянии. Однако в каждом кадре встречаются сотни так называемых артефактов: царапины, отпечатки пальцев, следы клея, «межкадровые волоски», 53 года назад попавшие в объектив оператора Германа Лаврова. Устранить их – ювелирная работа.
«Это «4К» материал, большая детализация идет. То есть зрителю пылинки будут больше видны, если их не убрать. Надо приближать картинку, чтобы каждую область просмотреть», — говорит Диана Коломейцева, специалист по реставрации производственного комплекса «Телекино».
Следующий этап реставрации – цветокоррекция. «Июльский дождь» не станет цветным, просто черно-белое кино, которое со временем потускнело, сделают ярче.
«После скана плёнка имеет слабый контраст, надо поднимать. В некоторых частях между собой планы различаются. Их надо привести к чему-то единому. «Цветовое дыхание», некое мерцание в кадре тоже надо убрать», — рассказывает Роман Сковородко, специалист группы компьютерной графики производственного комплекса «Телекино».
Перед сотрудниками «Мосфильма» не стоит задача «осовременить» картину. Ее невозможно улучшить, важно показать фильм таким, каким его задумал режиссер, таким, каким его увидели на премьере. Можно сказать, даже восстановить некую справедливость.
«Чтобы современные люди, кто хочет смотреть, молодые люди, чтобы они смотрели более современную картинку, более правильную, без дефектов плёночных, без каких-то проблем с цветом, и прочими проблемами, которые возникают из-за хранения плёнки», — добавляет Глеб Кириченок, главный специалист службы главного инженера Киноконцерна «Мосфильм», главный специалист службы главного инженера производственного комплекса «Телекино».
Цифровым способом «Мосфильм» отреставрировал около 80 картин и продолжает восстанавливать в среднем по 10 кинолент в год. Началась работа и над киноэпопеей из пяти фильмов о Второй мировой войне – «Освобождение» режиссера Юрия Озерова. Одна из самых сложных для реставрации работ, сравнимых с «Войной и миром» Сергея Бондарчука. Тем временем, своей очереди ждут еще несколько тысяч кинопленок.