Не предавали друг друга. Как Макагон картину на тракторе спас ему жизнь

Марк Яковлевич Макагон сделал большую карьеру и не «дослужился до известной степени». Кроме того, он был беспартийный и даже не получили высшего образования.

Но он был еще жив, заслужил звание живой легенды, и история, вероятно, более важным, чем просто высокий начальник.

Технический талант

Марк Макагон родился 21 февраля 1906 года, в селе Киевской губернии Висино. В семье было четверо детей. Его отец умер рано, мать Анастасия осталась с детьми, семья жила в нищете.

В Марк с детства был интерес к технике. Как позже рассказал Марк Яковлевич, когда в селе появился первый трактор, мальчик видел его даже во сне. Он мог часами смотреть, как она идет и работает «железный ящик».

Первая биография была типичной для человека его поколения: церковно-приходская школа, затем семь лет, в 1922 году он начал работать смазчиком на сахарном заводе, затем слесарем по ремонту оборудования. Даже тогда, Заводское начальство заметили его выдающиеся технические способности и начал посылать Марк, чтобы помочь соседней фермы трактор. Он быстро научился работать на тракторе, и когда механик ушел, Марк был назначен на его место.

«Это вареная»

В 1928 году он был призван в Красную Армию, и он был, как мы сказали бы сейчас, в горячую точку. Служить он должен был в 5-й Кавказский стрелковый полк Пулеметчиком, воевал с басмачами, засады в горных ущельях…

Двуязычные и сильный. Родился без рук, ног покорил мир и стал отцом 11 детей

После демобилизации по Комсомольской путевке Марк отправился в Челябинск, где он начал строить тракторный завод – ЧТЗ. Кроме того, опыт работы на тракторе на Макагон уже было, и пока таких специалистов мало.

7 апреля 1931 года в сборочном цехе ЧТЗ появился новый механик Марк Макагон.

«Я поступил в экспериментальный цех, где это было необходимо, чтобы создать первый трактор, отработать технологию его производства, испытания, позднее вспоминал Марк Яковлевич. – Завод был маленьким, затем – как мастерская. И люди борются, квалифицированного, сплоченного. Когда я приехал на стройку, здесь все было в полном разгаре. Люди жили в палатках в лесу, в бараках. Никто не жаловался, не роптал – все понимали наше собственное будущее, будущее страны».

Исторические фотографии

В начале мая 1933 Макагон был переведен в главный завод в механосборочный цех и назначили мастером. Завод готовится запустить главный конвейер. Первый трактор с–60 («сталинец») сошел с конвейера 15 мая 1933 года. И к 1 июня, уже собрались 13 тракторов.

Это Марк е. 1 июня, в день официального запуска завода, побежали первые серийные тракторы ЧТЗ.

«Первая Советская гусеничная машина, надо было довести до Заводского района, где проходил митинг», — говорит Макагон. На площади завода были десятки тысяч Челябинск и гости. Среди них – председатель Центрального Исполнительного комитета СССР Михаил Калинин.

«Взгляд с трибуны нас, механиков–водителей, сигнал «вперед!». Делая машину, взять рычаги, и трактор начал. Я вижу, как люди машут руками, слышать «ура!». Так и не удалось — сорвал с себя шапку, размахивая ею, как флагом, и кричать «ура!» – напомнил Марк Яковлевич.

Эта картина просто светится от счастья Макагон знака на трактор, с поднятой рукой, стала поистине исторической. Снимок появился на первых страницах почти всех газет мира, был включен в энциклопедию. Пожалуй, знаменитая фотография спасла ему жизнь в 1937 году.

Фотография стала поистине исторической. Фото: Челябинская областная универсальная научная библиотека

Обидчивый Америки

Досадная история, которая случилась в середине 30–х годов, привели к исключению Макагон из партии. Завод приступил к экспериментальной работе, чтобы создать дизельный трактор. К этому времени Макагон занимал должность инспектора – контроль качества выпускаемых тракторов.

Затем ЧТЗ работал приглашенным иностранным специалистам. Однажды один из них, американец, наблюдая за работой наших строителей, что-то сказал негромко. Один из инженеров, кто хорошо знает английский язык, перевел: «Вы сначала научитесь отличать суп от смазочного масла, до сборки таких машин».

Бендер существовал! Он работал на ЧТЗ и воевали с силовиками

Марк Яковлевич не терпеть такие оскорбительные комментарии и в сердцах замахнулся… в его руке был поршень с шатуном. Конечно, американец он не попал, просто не смог удержаться, услышав оскорбление. Американский эксперт сделал большой шум и требовали сурового наказания для Макагон. Марк Яковлевич был исключен из партии, так он и остался беспартийным.

Разговоры о политике не понравился

37й год не прошел для Макагон без следа. Затем, в Челябинском управлении НКВД были убеждены, что ЧТЗ «окопались враги народа». На заводе были арестованы. Среди арестованных был Михаил Храпко является выпускником Ленинградского политехнического института, начальник цеха топливной аппаратуры и других Макагон.

Под руководством Храпко был произведен первоначальный прототип первого трактора ЧТЗ. В 1935 году он в группе советских инженеров побывала в США. И в 1937 году он написал донос, обвинив в саботаже: что он виноват в некачественной сборке тракторов.

Арестован и Макагон, допрашивали его в течение двух дней. На изнурительные допросы Макагон «не сломать»: он рассказал следователю, что проблемы на линии Храпко не виноват. В те времена это был мужественный поступок. Храпко еще осудили и отправили в лагерь, и Макагон отпустили. Скорее всего, решил не ставить человека, чья фотография на тракторе «сталинец» превзошел все мировые газеты.

Кстати, Марк Яковлевич никогда не говорил в компании по политическим вопросам. Когда его спросили о политике, он ушел в себя и отшучивался.

От первого до миллионного

Когда войны ЧТЗ приступил к выпуску танков, Марк Яковлевич был назначен начальником отдела технического контроля, затем – заместителем начальника сборочного цеха. Он был вовлечен в контроль качества танков, через его руки прошел каждый автомобиль. Макагон очень тяжело работал, были крайне требовательны к работникам, но, прежде всего, к себе. Постановление Правительства РФ от 5 августа 1944 года за создание и развитие новых видов танков и самоходных орудий М. Я. Макагон был награжден орденом Красной Звезды.

Отражение. Челябинский тракторный завод как зеркало истории страны

Подробнее

По некоторым причинам, многие публикации о Макагон нашли информацию о том, что «первый Советский немой фильм режиссера А. П. Довженко «Звенигород» есть несколько эпизодов, рассказывает о Марк Макагон, парень из деревни, который пришел к ЧТЗ тракторы».

Это заявление содержит ряд противоречий и неточностей. Во-первых, ни одного фильма Довженко «Звенигород». Есть лента с названием «Звенигора», было принято в 1927 году. Марк Макагон пришел на ЧТЗ только в 1931 году, то есть судьба Макагон, кто пришел на завод, там нет эпизодов. Кроме того, «Звенигора» – не первый Советский немой фильм.

По всему миру, а не войне. Два года спас питерцев детей

Однако все это не умаляет масштаб личности Макагон. Все-таки он легенда Челябинского тракторист – человек, который был создан на ЧТЗ, и 37 лет своей жизни материнского растения. 30 марта 1940 года он выведен из сборочного цеха на 100-тысячный трактор, 16 мая 1966 года – 500–тысячный трактор с маркой ЧТЗ. 3 ноября 1984 года на заводе был собран миллионный трактор. И снова юбилейной машиной управлял Марк Макагон.

Комментарий

Надежда Дида, директор музея ЧТЗ:

«Марк Макагон-это человек, который на протяжении всей своей жизни был верен избранному делу, родной завод и производство. Теперь мы призываем с легкостью менять профессии: сегодня ты учитель, завтра – продавец, то кто-то другой. Я думаю, что молодежь должна знать о таких людях, как Макагон, кто не изменил своему призванию и честно десятки лет и добросовестно работал на том же заводе.

Марк Яковлевич понял, техника должна быть высокого качества, и поэтому всегда и принципиально тщательно разбираются во всех технических сложностей и эффективные технологические решения. В течение многих лет он был наставником в производстве, дал молодым знания и опыт, их пример честного служения и преданности к заводу. Кроме того, он был красивый, умный, очень обаятельный и общительный человек».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.