О сценарно-киноведческом факультете ВГИКа

«Xoмo кинoвeдикус» – тaк шутливo нaзывaют вo ВГИКe будущиx кинoвeдoв. Oни учaтся вмeстe с тeми, кто выбрал для себя другую специальность – драматургию кино. Станислав Анисимов побывал на сценарно-киноведческом факультете ВГИКа.

Теоретики и критики киноискусства, киноведы во ВГИКе осваивают азы профессии бок о бок со сценаристами. Объединили авторов и исследователей на одном факультете института кинематографии в 63 году.

«Если у сценаристов это начало производства того, что мы называем фильмом, то киноведение — это осмысление того, что уже есть. Альфа и Омега кинопроизводства объединены в одном факультете», — рассказал декан сценарно-киноведческого факультета Всероссийского института кинематографии Вячеслав Марусенков. 

Кафедра драматургии кино существует во ВГИКе с 1929 года. Поначалу специальных образовательных программ, как на других факультетах, здесь не было. Все темы занятий, упражнения, методы рождались прямо во время занятий, а сегодня стали эталоном. Во ВГИКе студенты получат основы профессии, но терпению и трудолюбию им придется учиться самим.

«В течении полутора-двух лет мы говорим о формате, а после этого человек должен еще 12 лет писать, чтобы стать сценаристом», — отметил заведующий кафедрой драматургии кино Всероссийского института кинематографии Юрий Арабов.

Систематическая подготовка молодых киноведов во ВГИКе началась вскоре после войны. Основная цель и тогда, и сегодня — выпуск специалистов широкого профиля, готовых к работе как в киноиндустрии, так и в современных масс-медиа.

«Киновед должен быть человеком очень эрудированным, и только в этом случае он может пользоваться уважением и у коллег, и у кинематографистов», — подчеркнула заведующая кафедрой киноведения Всероссийского института кинематографии Ирина Звегинцева. 

Предмет «теоретический анализ фильма» — это по сути алгебра гармонии киноискусства. Экранное творчество невозможно без глубокого и детального разбора кинокартин. На занятиях студенты-киноведы и сценаристы проникают в саму суть произведения, разбирают изображение, звук, сценарную основу. На анализ одного фильма уходит почти год.

«Это и покадровый анализ (основа всего), это и разные модели, которые мы используем, причем как структуралистские, так и постструктуралистские, деконструктивистские разные практики. В зависимости от того, что из себя представляет текст», — отметила доцент кафедры киноведения Всероссийского института кинематографии Людмила Клюева. 

Изучать историю киноискусства — это не просто смотреть фильмы из бесконечного списка, рекомендованного преподавателями. Обсуждать, докапываться до истины, но прежде всего — мыслить самостоятельно, вот чему учат студентов сценарно-киноведческого факультета. 

«Я пытаюсь им помочь понимать прошлое во имя настоящего. Не столько записывать в голове какие-то приемы, сколько понимать логику творческого мышления. И изобретать свое, изобретать велосипед никогда не поздно», — подчеркнула профессор, руководитель учебно-творческой мастерской Всероссийского института кинематографии Галина Прожико. 

Практика показывает, в процессе обучения сценаристы и киноведы часто переходят из одной специальности в другую. И в этом та творческая свобода, которую предоставляет ВГИК своим студентам.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.