«Солнце, море, архитектура, немой восторг греков…» в этих словах Генриха Семирадского воплотилась атмосфера широкомасштабного проекта Третьяковской галереи «Пленники красоты». Выставка салонного и академического искусства 1830 — 1910 — х гг. стала одной из самых успешных и посещаемых. Поклонников классической красоты встречают томные взгляды, роскошные чувственные тела, эдемские пейзажи, романтические развалины.
«Беспечальные художники» XIX в. не стремились к передаче социальных и нравственных проблем своего времени, как их современники — передвижники, предпочитая концепцию искусства для искусства. Блестящие рисовальщики и живописцы, мастера сложных многофигурных композиций, они славились знатоками античной мифологии и библейских сюжетов. Академисты умудрялись создать ласкающее глаз изображение даже в печальных сценах: безупречно красивые их христианские мученики, великолепные убитые горем вдовушки.
Жемчужиной экспозиции стало полотно Семирадского «Фрина на празднике в Элевзине», в которой обнаженная гетера Фрина, возлюбленная знаменитого скульптора Праксителя, выступила в роли Афродиты. Не потеряла своей прелести «Турчанка» Брюллова, свежие полотна Маковского, Бруни, к ним присоединили и работы Сурикова, Репина, Сомова, которые также отдали дань изящного искусства.