Нa oчeрeднoй Рoссийский фeстивaль aнимaциoннoгo кинo стянулись глaвныe мультипликaциoнныe силы стрaны. Oн ужe 23-й, врeмя eгo рoждeния – сeрeдинa 90-x. Врeмя, кoгдa и мультфильмы в стране делались медленно, и с площадкой для проведения фестиваля были проблемы. А всё равно были счастливы, вспоминают сегодня его организаторы. Сейчас площадки крупнее, программа богаче, счастья не убавилось. Сообщает Юлия Струкова.
Искусству анимации отдан буквально каждый уголок фестивального центра. С одной стороны показывают фильмы, с другой идут мастер-классы, рядом обсуждают увиденное и услышанное. В центре – инсталляция, которая показывает, как себя должен чувствовать участник фестиваля. Композицию шутя называют «Взрыв мозга».
Вот Игорь Хилов – скульптор 150 кукол фильма «Гофманиада». Он дает многочасовой мастер-класс. В это время в детской доделывают мультфильм. В рамках фестиваля каждый раз работает «Мультенок». Это конкурс детских рисунков, темой этого года объявлен Чемпионат мира по футболу. Максим Кайгородов из Воронежа прислал свой рисунок и победил.
«Я нарисовал живые ворота, которые боятся мячей. Я просто подумал: вряд ли кто-то придумает нарисовать ворота, потому что это интерьер футбольного поля. Я решил их оживить», — поделился победитель конкурса «Мультенок» Максим Кайгородов.
За считанные дни фестиваля дети под руководством режиссеров-аниматоров придумали целую историю и оживили ее.
«Придумали ни на что не похожую историю. У нас "мультяшки" играют в футбол вместе с аниматорами. Они преодолевают не только внешние трудности, но и внутренние», — рассказала режиссер и педагог Евгения Жиркова.
Именитый гость фестиваля – оскароносный Микаэль Дюдок де Витт. Вокруг Микаэля ажиотаж. Получить автограф или просто постоять рядом с режиссером фильмов «Красная черепаха», «Отец и дочь», «Аромат чая» хотят многие. Позже он расскажет нам об одном из своих любимых занятий – каллиграфии. Он пишет чернилами. В такой же технике, только концентрированным чаем, выполнен его нашумевший фильм «Аромат чая».
«Я верю, что авторская анимация всегда будет существовать. Так же, как музыка. Ведь к компьютерной анимации ни гитара, ни саксофон совсем не подходят. И еще в ручной анимации есть несовершенство, и это помогает менять характер персонажа», — сказал режиссер Михаэль Дюдок де Витт.
На этом фестивале – вся лучшая анимация: как компьютерная, так и авторская. Короткий метр, полный, сериалы. За «Кижи» — часть образовательного проекта «Домики» — студия «100 киловатт» удостоена награды. Для молодой компании, что существует чуть больше года, это повод для оптимизма. И стимул для дальнейшего развития: уже сейчас у «100 киловатт» в производстве четыре больших проекта. «Домики», к примеру, это история архитектуры для детей и взрослых, 96 серий. «Кижи» – одна из них.
Лучшим детским фильмом стали «Брюки» Сергея Меринова. Это часть проекта «Мультипелки». История о брюках, которые растут вместе со своим хозяином, развивается под песню барда Григория Васильева.
«Эти маленькие брючки проживают целую жизнь – аллегория на детство, юность молодого человека. Они умирают? Нет, они женятся, у них рождаются новые брючки. Они встречают платьице, и у них все хорошо», — комментирует режиссер Сергей Меринов.
Гран-при присудили фильму «Суета сует» Алексея Туркуса. 18-минутный мультфильм о любви в провинциальном городе, где много юмора, чудес и национального колорита делали дольше, чем «Гофманиаду» — четверть века. Режиссер не сдался и осуществил мечту своей юности.
«Я моложе тех людей, которые жили в том местечке. Но я знал людей, которые тогда были живы, которые говорили на идиш, и эта атмосфера мне передалась еще в детстве, в юности», — вспоминает режиссер Алексей Туркус.
«Есть среди них удачные, блестящие, невнятные, неудачные… Это не имеет никакого значения. Важно, что этот замечательный фестиваль дает представление о том, что анимация движется. Она развивается. В какую сторону неопределимо, неуловимо и не требует никаких выводов», — рассуждает режиссер Андрей Хржановский.