Мeждунaрoднaя кoнкурснaя прoгрaммa, спeциaльныe пoкaзы, рeтрoспeктивы клaссикoв кинoaвaнгaрдa. IV Мeждунaрoдный фeстивaль экспeримeнтaльнoгo кино начался в Москве. На вечере открытия побывала Ирина Разумовская.
Таким Дом кино обычно не увидишь ‒ полумрак, электронная музыка, лучи цветных прожекторов и листы пленки. Так погружают в атмосферу экспериментального кино. За диджейским пультом ‒ главный гость фестиваля и член жюри Лоуренс Лек. Приехал из Лондона вместе со своим фильмом открытия, где звучит очень похожий написанный им саундтрек.
Лента «Айдол» визуально больше напоминает компьютерную игру. Лоуренс создавал свою картину в виртуальной реальности. «Спектакулярная футуристическая фантазия» ‒ так обозначен в афише фестиваля жанр этого фильма. Его действие происходит в 2065 году. Два главных героя ‒ Дива, некогда поп-звезда, и Гео, искусственный интеллект, начинающий автор песен.
«Я часто задумываюсь: а нужен ли сегодня живой, настоящий дорогой артист в нашем новом кино?! Если ты можешь взять и представить любого актера, звезду ‒ голливудскую, китайскую, российскую ‒ и смоделировать ее с помощью компьютерных технологий… Это другой подход совершенно, и для меня он стоит на трех китах: технология, искусство и деньги», ‒ пояснил Лоуренс Лек.
В этом году на фестиваль экспериментального кино отобрали 33 ленты из 23 стран мира ‒ все до 50 минут. Программ очень много. Каждый фильм ‒ на стыке видеоарта, современного искусства и перформансов. Что же такое экспериментальное кино? Четкого определения пока нет.
«Ты не можешь сказать: "экспериментальное кино ‒ это …". Это все, что существует на стыке искусства кино, все, что не укладывается в конвенцию, всегда поиск новой формы, то есть это ненарративное, неконвенциональное кино в том виде, в котором мы привыкли его видеть и смотреть», ‒ говорит директор фестиваля Владимир Надеин.
Помимо семи конкурсных программ, в течение пяти дней будут идти показы ретроспектив американского киноавангарда и лекции художников со всего мира. Неотъемлемая часть фестиваля ‒ серия аудиовизуальных перформансов.
«Когда художник выходит за пределы экрана, для него открываются любые формы, и он может комбинировать движущееся изображение с работой с телом, с предметами. Например, американская группа "Мэшер" будет устраивать нечто вроде аудиовизуальной "алхимии"», ‒ объяснил куратор фестиваля Дмитрий Фролов.
Интерес к таким экспериментам у молодежи ‒ огромный. Дом кино еле вместил всех желающих. Помимо кинотеатров, у фестиваля среди площадок ‒ Электротеатр Станиславский, Музей современного искусства «Гараж», новые арт-пространства и даже один модный отель.