Для тex, ктo цeнит вoзмoжнoсть свoбoднo пeрeдвигaться пo стрaнe, a тaк жe выбирaть мeстa пoсeщeния и нeзaвисимoсть oт кoмпaнии aбсoлютнo пoстoрoнниx людeй, aрeндoвaнный aвтoмoбиль знaчитeльнo пoвысит кaчeствo oтдыxa или дaст вoзмoжнoсть быстрee и кoмфoртнee выпoлнить нaмeчeнныe дела.
Сфера услуг в Турции уже привыкла учитывать интересы иностранных клиентов, поэтому арендовать автомобиль для большинства россиян, имеющих права, труда не составит. Правда, необходимо иметь стаж вождения не меньше года и быть не моложе двадцати одного, а для самых солидных авто — двадцати семи лет. Впрочем, малолитражку могут сдать в аренду и девятнадцатилетнему.
Со многими прокатными компаниями можно связаться заранее, по телефону или через интернет. В крупных городах обязательно имеют представительства самые известные в мире компании , такие как Europcar, AutoEurope, Budget, Hertz; Avis. Да и множество компаний помельче, как турецких, так и иностранных. Можно заказать автомобиль, оснащенный должным образом, с багажником на крыше, цепями для колес, детскими сидениями и так далее. А если об этом не побеспокоиться заранее, машина все равно найдется и по приезде, но вот в разгар туристического сезона выбор будет невелик.
Из документов потребуются водительские права и паспорт, а если он в гостинице — то ксерокопия. Сам паспорт оставлять в залог в прокатной компании категорически не следует, и требовать это от вас никто не вправе. Только предоставить свои данные! Возможно, придется оставить еще и денежный залог — где-то в районе пятисот долларов, а если машина классом повыше, то и больше. Но, если аренда автомобиля совершается через посредство отеля, то и залог может не потребоваться. Платить можно наличными, кредитные карточки тоже приветствуются. Кстати, во избежание неожиданных проблем, рекомендуется машину брать именно через свой отель либо в крупных прокатных центрах. Но если у вас найдется заслуживающий уважения советчик по этой части, скажем, друг, проживающий в Турции, или часто здесь бывающий, можно послушаться и его. Рекомендуют так же отдавать предпочтение немецким фирмам, как правило, их услуги обходятся несколько дешевле.
При выборе машины следует помнить, цены на бензин в Турции самые высокие по Европе, так что прикиньте, сколько по деньгам будет «кушать» ваша прокатная «лошадка» и не стоит ли выбрать что-нибудь экономное.
Зато найти заправочную станцию обычно проблемы не составляет, их там предостаточно, как турецких так и мировых компаний.
Минимальный срок проката машины – сутки, пробег не ограничивается. Нижний порог цен в Стамбуле — сорок-сорок пять долларов, если оформить аренду на несколько дней, естественно, будет дешевле. Да и попытка поторговаться будет воспринята с пониманием,- а кто ж в Турции не торгуется? — и тоже может помочь снизить цену. Ну, а не выйдет- вы ж ничего не теряете.
Если же вы немного «загулявшись» по дорогам Турции не вернете машину вовремя, это никого не огорчит, просто позвоните и договор автоматически продлят, а оплату за лишние дни вычтут из залога.
При оформлении договора следует проявить внимание к мелким дефектам, которые, в принципе, не помешают пользоваться машиной, но при ее возврате могут послужить поводом для требования денежной компенсации и немаленькой. Не поленитесь письменно зафиксировать эти дефекты в документе, который будете подписывать. И уж ни в коем случае не подписывайте документ, который не можете прочесть или , хотя бы дать на прочтение тому, кому можете доверять. Потом, задним числом, доказывать что-либо бесполезно. Если к вам отнесутся недобросовестно, то ваш прокол никто и не исправит.
Обычно, в сумму арендной платы входит и страховка машины, но мелкие повреждения или, скажем, украденное запасное колесо она не оплачивает! А вряд ли вам захочется платить свои деньги за трещину в стекле или царапину на кузове, которые были до вас. А так как и бензина в баке обычно бывает только на путь до ближайшей заправки, запомните его уровень и уточните, где эта заправка. Вернуть следует с тем же количеством бензина, что и был при отъезде.
В случае повреждения машины при аварии, ни в коем случае не трогайте ее с места до прибытия полиции. Возьмите копию протокола и в течение двух суток свяжитесь с прокатной компанией. Проверка водителя на содержание алкоголя в крови так же обязательна в случае ДТП, спорить и не пытайтесь, это сразу ставит вас в положение виновного.
Стоит так же запомнить, отношение к подвыпившему водителю в Турции, куда суровей, чем в Европе… Если уж так не хочется отказывать себе в этой радости, подумайте, не взять ли уж машину с водителем. Ведь попасться пьяному за рулем, кроме определенных проблем, еще и выльется в штраф от 150 евро. Состояние наркотического опьянения создаст не меньше проблем и расходов.
Штраф за превышение скорости, тоже не маленький, но если хоть одно из этих нарушений будет зафиксировано при ДТП, то страховка окажется недействительна.
Стоит упомянуть о стиле вождения местных автомобилистов. Он ,мягко говоря, очень вольный. Ехать ночью без включенных фар (а что там, дорога-то знакомая!), забывать включать поворотники, внезапно тормозить и, напротив, гнать на мигающий красный – дело самое обычное. А если на перекрестке вам мигают фарами, это означает « Дай проехать!», а не что-нибудь другое. Что же касается пешеходов, они полностью солидарны с соотечественниками на колесах…так и хочется сказать- будьте бдительны! Особенно, если вам доведется колесить по турецким дорогам во время какого-нибудь местного праздника.
Не всегда должным образом предупреждают и о дорожных работах, так что будьте внимательны, не полагаясь на опыт поездок в России или в Европе. Так же серьезную опасность для непривычного к местным дорогам водителя может представлять и горный серпантин. Но, как правило, дороги курортной зоны и вблизи от крупных городов содержатся в хорошем состоянии.
Указатели населенных пунктов на въезде обычно содержат кроме названия еще численность населения, если на синем фоне — город, если на белом — село. А привычный нам знак обязательной остановки STOP выглядит как DUR.
Еще обязательно следует помнить, что в городах следует парковать машину только под знаком OTO PARK, то есть в зоне парковки. Причем они обычно платные, где-то около двух евро за несколько часов.
Не следует парковаться на центральных улицах — за этим следят настолько строго, что вы рискуете потом добывать свою машину со штраф- площадки местной полиции. Штраф за неправильную парковку-30 евро. А пытаться дать взятку полицейскому, не зная достаточно хорошо языка, на котором он говорит, может оказаться очень рискованно. Вряд ли в чьи-то планы входит во время поездки за границу угодить под суд за попытку подкупа должностного лица.
В общем, для опытного или просто дисциплинированного водителя путешествие по Турции за рулем, а не на пассажирском сиденье больших трудностей не доставит. Определяйтесь, когда и куда хотите съездить, а остальное можно решить и подобрать наилучшим образом. И удачи на турецких дорогах!
Раздел про Турцию на форуме: Турция на форуме