Сегодня у режиссера и актера Андрея Смирнова юбилей – 75 лет. Один только его "Белорусский вокзал", исключительно правильный фильм о войне, уже позволил бы ему остаться раз и навсегда в истории нашего кинематографа. Это первое, что хочется сказать о нем. Но был у Смирнова еще и фильм "Ангел", который пролежал на полке два десятилетия, и был прошедший в семидесятые почти незаметно камерный, интимный фильм о любви – "Осень". И это тоже история кино. Как и роли Смирнова, прежде всего, конечно, образ Ивана Бунина, как и его возвращение в режиссуру, после тридцатилетнего перерыва.
Его путь в кино – сложный, с препятствиями, полный внешних поражений и внутренних побед. Уже первая серьезная работа Андрея Смирнова – киноновелла "Ангел" по рассказу Олеши – вызвала на худсовете настоящий шок, ее отправили на полку, зрители увидели ленту спустя 20 лет.
Тогда, в 67-м, киночиновники пообещали Смирнову помочь сменить профессию. Испортились отношения даже с родным отцом – писателем Сергеем Смирновым.
"Его аккуратно спросили: "А видели ли вы картину сына?" На что отец сказал: "Пока он жил у меня в семье, он был комсомольцем и спортсменом, а после вашего ВГИКа он стал снимать такую мерзость", – вспоминает народный артист России Андрей Смирнов.
То, что ему удалось снять "Белорусский вокзал", сам Смирнов называет чудом, предначертанным судьбой. Многих режиссеров сценарий смутил – уж слишком грустной и несчастной была представлена жизнь фронтовиков. А Андрей Смирнов не испугался, держал оборону и стоически выдержал все нападки. "Белорусскому вокзалу" тоже пророчили "полку", но фильм пустили на экраны – после того как его одобрил один из членов политбюро. Режиссер до сих пор не знает его имя. Картина стала одной из самых народных, самых любимых в нашей стране. И сегодня эта любовь не угасает.
"Самое главное – это его выдающаяся способность живого интереса к живому миру людей, к живому миру русского искусства, к тому, что происходит в стране. Он живой человек и это меня страшно радует", – признается режиссер Сергей Соловьев.
После "Белорусского вокзала" Смирнов снял еще две ленты. После чего оставил профессию режиссера. Больше не мог сопротивляться, сражаться, идти на компромиссы. Выучился на драматурга, писал пьесы, а в 86-м, когда ему было уже 45, неожиданно для многих дебютировал в качестве киноактера. Одна из лучших ролей – писатель Иван Бунин в картине Алексея Учителя "Дневник его жены", сценарий к которому написала дочь Андрея Смирнова – Авдотья.
"Дуня один раз сказала: папа, как ты похож на Бунина! Тогда никаких планов на этот фильм не было, но я запомнил и мне показалось, что личные качества Андрея Сергеевича в какой-то степени могли быть перенесены и на роль, и на самого Бунина", – говорит народный артист России, режиссер Алексей Учитель.
В 2011-м, после тридцатилетнего перерыва, на экраны вышла новая режиссерская работа Андрея Смирнова – "Жила была одна баба", сценарий к которому он писал почти десять лет. Коллеги, критики и журналисты не скупились на похвалу. Новую работу назвали самым честным фильмом о гражданской войне.
Смирнов и в жизни, и в творчестве – борец за правду, и кто-то его непримиримость считает за слабость – что готов пожертвовать профессией ради принципов. Но ему все равно. Художник верен себе: в искусстве нет запретных тем, иначе нет смысла.