Римас Туминас: «он светится и вокруг света»

Систeмa Мaкoвeцкий

13 июня, вeдущий aктeр тeaтрa. Вaxтaнгoвa испoлнилoсь 60 лeт

Мaринa Ли | Фoтo: Миxaил Гутeрмaн

Тeaтрaл: http://www.teatral-online.ru/news/21876/

Учитeль Сeргeй Мaкoвeцкий в тeaтрaльнoe училище имени Щукина Алла Казанская любил говорить, что есть художники, чей талант не укладывается в любую систему, которая не поддается характеристике и описанию. Это как ртуть реагирует на любые изменения. В галактике легендарного Вахтанговского для нее этого художника Рубена Симонова, а среди молодых это называется… Сергей Маковецкий.
 
Прошли годы. Сегодня Сергей Маковецкий сам хозяин, но его гибкость и огромный творческий диапазон не перестает удивлять зрителей и коллег. Об этом говорят и пишут. Спектакли с участием актера беспокойства. Но независимо от того, сколько он играл, характер его таланта остается загадкой. Она неуловима и непредсказуема, что подтверждается партнерами по сцене и режиссерами.

По случаю юбилея «Театрал» предложил художественный руководитель театра. Вахтангова Римас Туминас и Режиссер Владимир Хотиненко порассуждать, в чем же секрет таланта Сергей Васильевич.

 

Римас Туминас: «он светится и вокруг света»

– Я всегда боюсь громких слов, но Сергей сказал: «Да, вот это здорово!» Я боюсь и люблю одновременно. Его капризы раздражают порой. Но что он делает на сцене, я восхищаюсь. Мы прекрасно понимаем друг друга, и я до сих пор не перестаю удивляться, глядя на него. Смотришь и думаешь: мы сделали с ним?

Сергей движется по судьбе, с ее бедами, с ее страстями, с ее любовью с таким пылом, что я иногда чувствую, что сердце не выдержит. Каждый раз я мысленно прощаюсь и Дядя Ваня, и с Онегиным, и Маковецкая, опасаясь за его здоровье. В те секунды я хочу пожелать ему долгой судьбы, наполненные радостью и воплощением мечты, которые он несет.

У него была тяжелая жизнь. Но он светится и вокруг нее слегка. И пусть этот свет так, что порой становится стыдно и неудобно за свою угрюмость и отсутствие желания понять жизнь, найти в ней смысл. Когда я в состоянии рефлексии, достаточно пяти минут общения с Сергеем, и я вернулся к жизни, веры, красоты.

Сергей научил меня быть внимательным, искать смысл в каждой фразе, в каждой реплике, не пропуская ни единого слова. Он показал, что нельзя небрежно относиться к тексту, как это сегодня принято в театре. Мы встречаемся и обсуждаем персонажей фильма, тон, мы ищем смыслы каждого слова. «Что это? Что это значит? И как она произносится? Почему это так, а не иначе?» все эти вопросы он задает вам, и мне в голову. Эта система не Станиславский, и Маковецкий.

Иногда я устаю от него. Как это уже сделано, отрепетировано и понимают все, и он должен продолжить парсинг. Ни капли благодушия. И это нормально. Я прощаю ему все, что позволяют себе. Простить все зло жизни, которые присутствуют в каждом из нас, особенно, когда вы находитесь в состоянии ожидания чего-то важного и очень нужного.

Это не достаточно достойных ролей на сцене и в жизни – села, леса, луга, реки, озера. Все это было не так, я бы пожелал жить в густом таинственном лесу, где луга цветут и растут яркие полевые цветы. Хотя… он не может жить без ролей, потому что он игрок – в жизни, на сцене. Он является игроком, который иногда плачет.

Сергей умный с очень сильной памятью и потрясающей органической актер, который способен подчинить себе зал. Он быстро осваивает новое пространство, которое понятно и хорошо себя чувствует в нем и мгновенно становится его хозяином. Он подчиняет себе мир, а потом становится его абсолютным владельцем.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.