Ян Артюс Бертран – этот современный французский режиссер сделал так, что вся наша планета стала разговаривать с каждым из нас. Его документальный фильм «Дом», снятый совместно с Люком Бессоном в 53-х странах, выразительно показал, как человечество уродует среду собственного обитания, и был запрещен в трех десятках стран, правительства которых опасались еще более массовых акций в защиту окружающей среды.
Не меньше опасений должна по идее вызвать и новая картина Артюс-Бертрана «Human», «Человек», показы которой прошли на этой неделе в Москве. На этот раз планета говорит с каждым из нас голосами каждого из них, жителей семидесяти стран, в которых снималась картина. «Дом» демонстрировал незаживающие раны, нанесенные Земле промышленностью, войнами, техногенными катастрофами. В «Human» – душевные раны и исковерканные судьбы конкретных людей.
Они рыдают и негодуют, смеются и плачут, на крупных, очень крупных планах, которые делают их лица по-настоящему красивыми, а их заявления куда более сильными, чем официальные обращения в соответствующие инстанции. И более результативными, как можно надеяться. Этот фильм вообще можно было бы воспринимать, как коллективное обращение представителей шести с лишним миллиардов к пресловутому золотому миллиарду, как требование справедливости или хотя бы милосердия. Это был бы в чистом виде манифест, если бы он не был таким эстетически насыщенным – в нем красивостей, как мы часто говорим, хоть отбавляй, и если бы значительная часть фильма не была бы отдана рассуждениям на тему счастья и любви. Хотя именно эти рассуждения делают картину более сложной, если не сказать диалектической. Это фильм о сосуществовании счастья и бедности, любви и несчастья, но в конечном счете? он все равно о сосуществовании одних людей с другими, в тяжких условиях, созданных третьими.