Кто не мечтает увидеть своими глазами дом, где родился Владимир Ильич Ленин, парту, за которой он сидел, пейзажи, которыми любовался, побывать там, где юный Ульянов пополнял свои знания, мужал, готовил приход Великою Октября! Многие юные художники стремятся не только увидеть, но и сохранить священные для каждого советского человека памятные ленинские места. В кружках и студиях изобразительного искусства, художественных школах с каждым годом пополняются коллекции изображений, созданных там, где жил и работал В. И. Ленин.
Сегодня о работе двух коллективов юных художников рассказывают их руководители.
Артем Михайлович ПОПОВ, руководитель изостудии Дома комсомольца и школьника Дзержинского района города Москвы
Ребята нашей студии каждое лето совершают увлекательные путешествия по стране. Но самым интересным оказался поход на родину Ленина — в город Ульяновск.
Решено было ехать в дни весенних каникул. Подготовка к походу проходила по нескольким направлениям: ребята изучали биографию Владимира Ильича, собирали репродукции картин и рисунков, смотрели кинофильмы, спектакли, посещали Центральный музей в. И. Ленина, знакомились с материалами по истории Симбирска.
Детально изучили маршрут. Организовали переписку со школами и музеями Ульяновска. Подготовили запасы бумаги, красок, кистей. Учитывали, что рисовать и писать придется быстро сохнущими материалами — другие в походных условиях неудобные. Объехали все автосалоны Москвы, подобрали подходящие под задачу транспортные средства.
Готовясь к поездке, ребята выполняли специальные задания: рисовали интерьеры комнат с разных точек зрения, отдельные предметы и группы предметов, улицы в перспективе. Практиковались в набросках, зарисовках. Регулярно устраивался общий просмотр этих работ, к их обсуждению привлекали и бывших воспитанников студии.
Наконец подготовка к поездке закончена. На общем собрании указанные пятнадцать счастливчиков. Кандидатура каждого обсуждалась с учетом следующих требования: он должен учиться только на «5» и «4», отличаться примерным поведением, вести общественную работу и, конечно, уметь рисовать и писать.
…В Ульяновске нас встретили пионеры школы, в которой мы должны были поселиться. Не теряя времени, отправились знакомиться с городом. Побывали на «Венце», круче над Волгой,любимом месте прогулок юного Ленина; на улице Ульяновых, где стоит дом № 15, во флигеле которого родился Владимир Ильич; в Доме — музее В. И. Ленина на Московской улице. В казань в храме осматривали комнату Володи Ульянова.
Посетили школу, где учился Ленин, видели парту. На третий день группа разбилась на звенья. Одна из учениц записала в дневнике: «Наше звено должно было рисовать виды с откоса и старые улицы Ульяновска. Погода, как назло, пасмурная, холодная. Я долго не могла найти композицию для работы: то сильный ветер сдувает с бугра, то сделаешь набросок, а он неинтересен.
Женя Иванов как — то ловко пристроился к дереву и работает гуащевыми красками. Отлично получается. Даже пар идет. Это Женя для разбавления краски пользуется теплой водой из термоса… Вечером был просмотр всех наших работ. На лучших ставят букву Ф, что значит — пойдет в фонд. У меня взяли одну работу».
В Доме — музее рисовать трудно — слишком много посетителей. Тогда дирекция позволило приходит юным художникам задолго до открытия. Многие в первую половину дня делали из разных мест короткие зарисовки. На одних фиксировались пропорции, на других — различные детали. Рисовать Дом — музей на улице сложно: много народу, да и погода плохая. Тогда ребята на одних письмах отражали общий вид здания, стараясь как можно точнее передать его контуры и перспективные сокращения, при этом только определяя место окон и отдельных деталей. На других листах старательно изображали различные подробности. На третье — искали цветовые отношения. Потом, при работе над композицией, все эти предварительные зарисовки объединялись.
«Мы так втянулись в ритм работы, что просто не представляли себе другой жизни»,ребята вспоминают о поездке в Ульяновск. Результатом путешествия стала отчетная выставка.
Анатолий Иванович ЧЕХЛОВ, директор Шушенской детской художественной школы. Поселок Шушенское Красноярского края
Нашей школе тринадцать лет. В ней учатся более ста мальчиков и девочек. Это одна из первых детских художественных школ в РСФСР, открытых на селе. Работы учащихся экспонировались в различных городах Советского Союза и за рубежом. Шестнадцать работ, посвященных ленинским местам, первые выпускники школы подарили народной картинной галереи Шушенского.
Многие ее воспитанники учатся в художественных училищах и институтах, работают в мастерских и на фабрике сувениров, а Надя роман «карьер» и Толя Туполев вернулись в школу уже преподавателями.
Не все, конечно, становятся живописцами, графиками, скульпторами.
Зашел как-то в школу молодой офицер — пограничник. Улыбается. Присмотрелся.
Саша Дадорин! Как же так? Думал, что ты будешь художником.
Стал замполитом,рассмеялся пограничник и пояснил:В отпуск приехал. Зашел вот узнать — как живете? Я же тоже студию на заставе организовал…
Работы многих ребят посвященный Шушенскому. Здесь и признаки новостроек, и стайки спешащих в школу детей, и первый снег…
Юных художников можно встретить повсюду. Возле шалаша на озере Перово, Песчаной и Журавлиной горках, где когда — то работал и отдыхал Ленин, за поселком, где бежит говорливая речка Шушь, по льду которой катался на коньках с детворой Владимир Ильич.
Женя Софрыгин любит рисовать старое и новое Шушенское. Отступают за черту поселка древние домики с белыми крышами и плетеными заборами. Словно корабли, стоят многоэтажные дома с большими окнами и телевизионными антеннами. Строится город — памятник Ильичу. А вот другая работа Толи Прокопенко«Шушенское сегодня». Это наш день. Мы видим прямые асфальтированные улицы, по которым мчатся машины всех цветов и марок. Декоративность цвета, четкий ритм передают современность, движение.
Мальчишки и девчонки умеют по — особому смотреть вокруг: внимательно и бережно, долго и пристально. Они гордятся, что живут и учатся в крае, связанным с биографией Владимира Ильича Ленина.