Всю нeдeлю в стoлицe шли пoкaзы фильмoв, устрoeнныe рoссийскoй рeдaкциeй извeстнeйшeгo в мирe издaния oб искусствe The Art Newspaper Russia. Пo сущeству, этo фeстивaль фильмов об искусстве. Проводится он только второй год, но число зрителей уже выросло, число картин выросло тоже почти вдвое. Преобладают документальные ленты, игровая картина на этот раз была только одна. К нескольким работам присмотримся повнимательнее.
Картина «Мэпплторп» документалиста Онди Тимонера — это первый игровой фильм об известном американском фотографе Роберте Мэпплторпе и единственная игровая картина в программе кинофестиваля. Звезда нью-йоркской богемы, воспевавший все виды равенства, Роберт Мэпплторп существовал в центре всех событий, его стихией был скандал. Его объективу принадлежат самые известные снимки крёстной мамы панк-рока Патти Смит. В роли фотографа снялся Мэтт Смит, прежде сыгравший одиннадцатого Доктора в британском сериале «Доктор Кто». Работа над картиной изменила актера, его увлекло искусство фотографии, стало интересно смотреть на людей через объектив. Премьера фильма состоялась весной на кинофестивале в Трайбеке, где он взял Приз зрительских симпатий.
Фильм «Оскар», снятый к 90-летию Оскара Рабина и посвященный лидеру советского неофициального искусства 50-70 годов, — единственная русскоязычная картина на фестивале. Это вторая часть кинодилогии «От барака до Парижа». Первая часть была посвящена Валентине Кропивницкой, жене художника. Барак стал своеобразным символом андеграунда и поиска нового художественного языка. Александр Смолянский, один из режиссеров фильма, вспоминал, как с первой же встречи в парижской мастерской художника стало ясно, что перед ним не только замечательный художник, но и редкий рассказчик. Форма фильма возникла почти сразу: портрет большого художника на фоне трех десятилетий советской истории. В итоге получилась история о свободе, любви и человеческом достоинстве.
Марк Казинс, историк кино и режиссер фильма «Глаза Орсона Уэллса» — страстный поклонник Орсона Уэллса. У него даже есть татуировка с именем кумира, а в свое время он купил на аукционе ботинки великого режиссера. Большой удачей и источником вдохновения для Казинса стал эксклюзивный доступ к его архивам. В фильме «Глаза Орсона Уэллса» режиссер исследует его рисунки, наброски и письма. Выстраивает связь между воображением и созданием фильма, старается погрузить зрителя в жизнь Орсона Уэллса, показать мир его глазами. В картине Марк Казинс выступил не только режиссером, но также автором сценария и оператором. Впервые лента была представлена в этом году на Каннском кинофестивале в программе «Каннская классика».
«Ренцо Пьяно, архитектор света» — лента об основателе стиля хай-тек, который в свои 80 продолжает верить, что красота спасет мир. Архитектура для него не просто музыка, застывшая в камне, но и средство коммуникации. Он настаивает, что здание строится не для одного человека, а для сообщества людей и потому невольно становится местом встречи. Пьяно говорит, что завидует фотографам, ведь они, как и архитекторы, работают со светом, только фотоснимок создается моментально и остается навсегда. В фильме архитектор рассказывает о творческом пути и делится соображениями о будущих проектах.
Художница Яёи Кусама многогранна и будто бы многорука. Фильм «Кусама: бесконечные миры» рассказывает о множестве ее интересов, оставивших значительный след на художественной карте мира. Она успела сказать свое слово в перфомансах, поп-арте и абстрактном экспрессионизме, увлекалась феминистским искусством и поэзией. Художница с детства страдала галлюцинациями и навязчивыми идеями. В юности это привело к тому, что Кусама стала фанатично покрывать предметы, стены, полы и холсты гороховым узором. С тех пор это стало ее узнаваемым почерком. Сегодня произведения 89-летней художницы находятся во всех ведущих музеях мира, а сама она добровольно заточила себя в психиатрическую клинику, где продолжает творить.