В кинoзaлe Инжeнeрнoгo кoрпусa Трeтьякoвскoй гaлeрeи oткрылaсь рeтрoспeктивa клaссикa япoнскoй и мирoвoй рeжиссуры Ясудзирo Одзу. В программе – ленты мастера и фильмы, посвященные его творчеству. Репортаж Станислава Анисимова.
Это самая полная ретроспектива работ Ясудзиро Одзу в России за последние 20 лет. В программе ‒ 28 фильмов. Их покажут в обратном порядке, начиная с самого позднего: «Вкус сайры», который режиссер закончил в 1962 году, незадолго до своей смерти. В декабре зрители увидят первые немые киноленты 30-х годов в сопровождении чтеца-бэнси, который специально приедет в Москву.
«Выросло уже не одно поколение, для которых Одзу не знаком, давайте честно скажем, не все его смотрели, и традиционно принято считать, что молодым поколением легче воспринимаются фильмы цветные и фильмы звуковые. Поэтому мы и двинемся от цветных звуковых фильмов к черно-белым звуковым, а потом и к немым», ‒ пояснил заведующий отделом кинопрограмм Третьяковской галереи Максим Павлов.
Отец Ясудзиру Одзу оставил семью, когда мальчику было 9 лет. Будущего режиссера воспитывала мать. Семья и ее распад станет основной темой его фильмов. Этот мотив есть в каждой из пятидесяти трех лент. В его фильмах ничего не происходит, просто рушится мир. На родине японского режиссера есть емкая формулировка, описывающая жизнь героев картин Одзу, ‒ «моно-но аваре».
«Это понятие из буддистской философии. Речь идет о сочувствии и сопереживании важных вещей для героев фильмов Одзу. В их жизни происходят небольшие, очень личные события, но они способны полностью изменить жизнь человека. Это понятно зрителю, почему фильмы Одзу так любят во всем мире», ‒ рассказал заведующий информационным отделом Посольства Японии в России Тосио Ямамото.
Ясудзиро Одзу всегда снимал сцены на уровне глаз человека, сидящего на татами японца, находящегося у себя дома или медитирующего монаха. Специально для съемок Одзу разработал «заниженный» штатив для камеры. Съемочная группа называла его «крабом». Отсутствие крупных планов, панорам ‒ камера всегда статична ‒ отличительные черты фильмов Ясудзиро Одзу. Из-за них европейцы не сразу признали работы японского режиссера, назвав их «простоватыми».
«Для того, чтобы приблизиться к пониманию мира Одзу, в эти фильмы нужно войти. Кстати говоря, это еще одна причина: почему мы делаем ретроспективу большой. В него нужно войти, привыкнуть», ‒ говорит Максим Павлов.
Ретроспективу фильмов Ясудзиро Одзу открыл ансамбль японских музыкантов, играющих на традиционных инструментах: сямисэне и сякухати. Они исполнили музыкальное посвящение режиссеру «Луна над старым замком». По мнению музыкантов, в этой мелодии ‒ ностальгия, которой пронизаны все фильмы классика мирового кинематографа.