28 и 29 ноября этого года в театре им.В.Ф.Комиссаржевской состоится премьера спектакля Григория Горина «Дом, который построил Свифт» в постановке Александра Баргмана.
Автора знаменитой книги «Путешествия Гулливера» и острых сатирических памфлетов, священнослужителя Джонатана Свифта в конце жизни объявили сумасшедшим. Оно и понятно: он завещал всё своё состояние и дом безумным… Автор пьесы «Дом, который построил Свифт», замечательный сатирик Григорий Горин поместил в дом Свифта героев его собственных произведений — еху, лилипутов, великанов, гуингнмов, и дал возможность взглянуть зрителям на то, что из этого получилось. Реальность и вымысел сплелись так тесно, что их уже невозможно разделить…
В спектакле заняты Георгий Корольчук, Борис Соколов, Маргарита Бычкова, Евгения Игумнова, Владимир Богданов, Александр Большаков, Сергей Бызгу, Александр Вонтов, Анатолий Горин, Евгений Иванов, Анна Вартанян и другие артисты театра.
Для театра имени Комиссаржевской имя Григория Горина значит многое — здесь были поставлены спектакли по шести пьесам известного драматурга: «…забыть Герострата» (1972), «Самый правдивый» (1977), «Легенда о шутовском колпаке» (1978), «Феномены» (1984), «Кин IV» (1991), «Шут Балакирев» (1999). Причём, две из них — «…забыть Герострата» и «Кин IV» — увидели свет рампы впервые именно на этой сцене. Можно сказать, что режиссёру Рубену Агамирзяну и его завлиту Виктору Новикову принадлежит честь открытия молодого драматурга. В марте этого года Горину исполнилось бы 75 лет, и театр решил отдать памяти замечательному драматургу постановкой пьесы «Дом, который построил Свифт».
Виктор Новиков о Григории Горине: «Мы познакомились с Гришей и его женой Любой в один день. Конец зимы. Театр ставит пьесу «…забыть Герострата!». Пьеса вызвала огромный интерес у зрителя и была поставлена в сотнях театров. Да и сегодня многие театры обращаются к этой трагикомедии. Мы много разговаривали с Гришей о фашизме. Эта тема почти всегда затрагивалась в наших беседах. Фашизм для Гриши — это любое унижение и оскорбление личности.
Гриша был абсолютно естественным человеком. Он умел поддерживать беседу, безумно любил застолье, вёл стол, был тамадой. Энергия была фантастическая. Но при всей публичности — легко уходил в подполье. Это происходило тогда, когда созревал план пьесы или сценария и надо было садиться за стол писать.
Человеческое достоинство Гриша отстоял спокойно, без видимого напряжения. К нему рано пришла слава, поэтому не случайно многие партии и группы пытались вовлечь Гришу в свои сети. Он не поддавался. Он был «кошкой, гуляющей сама по себе». Он был со всеми и ни с кем конкретно. Гриша не мог, не хотел и не умел приспосабливаться. Он был драматургом на все времена. Не был привязан к сиюминутным событиям и ситуациям. Его всегда интересовала вечность. Философский взгляд на сегодняшние события трансформировался в историях «Мюнхгаузена», «Тиля», «Шута Балакирева», почти все его вещи в разное время были поставлены на сцене нашего театра.
Гриша был «ребе»: к нему обращались за советом политики и писатели, артисты и режиссеры, художники и бизнесмены, военные и юристы… Он почти всегда знал, как поступать в той или иной ситуации. Его глубокая порядочность в непорядочном мире удивляла многих. Все Гришины произведения рождались из любви. Ему физически было трудно кого-либо или что-либо ненавидеть. Ненависть – очень сильное чувство и свойственно определенным людям, с определенной психикой. У Гриши не то, что творчество – жизнь была построена на любви.
Думаю, никого не удивляет, что сегодня в нашем театре Александр Баргман обратился к пьесе Григория Горина «Дом, который построил Свифт»».