Нa фeстивaлe «Oкнo в Eврoпу» сaмaя мнoгoчислeннaя кoнкурснaя прoгрaммa ‒ aнимaциoннaя. Oнa включaeт 39 фильмoв, выпoлнeнныx в сaмыx разных жанрах. Об основных тенденциях в современной анимации ‒ Анастасия Егорова из Выборга.
Выборг не раз становился съемочной площадкой ‒ главные достопримечательности города запечатлевали в своих картинах Эльдар Рязанов, Станислав Ростоцкий. Год назад эти памятники архитектуры стали персонажами анимационного кино. Героев для мультфильма-экскурсии создавали сами жители Выборга здесь, в трехэтажном доме XVI века, в самом центре города, в прошлом это была усадьба бюргера, сейчас ‒ музей и творческая мастерская.
Горожане попали в тренд и 26-го фестиваля «Окно в Европу». Мультфильмы давно перестали быть искусством только для детей. В этом году в конкурсе ‒ анимационное путешествие по бруклинскому мосту, история любви в пятнах и полосках, мультметафора о доме как о целой вселенной. Анимация смешивается с реальностью. Авторов одного фильма может быть несколько. У черыхминутного «Аниматанго» ‒ двенадцать режиссеров. На российский экран несколько лет назад его впервые перенес шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков. «Аниматанго» ‒ его третий проект.
«В буриме играют, кто-то две строчки сочиняет, первую ‒ не показывает следующему человеку, а показывает последнюю строчку. Он от нее, оттолкнувшись, должен сочинить следующий кусочек и так далее. Потом разворачивают, и что получилось ‒ посмотреть, посмеяться. Так и аниматоры они передают друг другу последний кадр. От этого кадра, отталкиваясь, должно быть его превращение, перетекание. И что тебе навеет этот кадр ‒ ты сочиняешь», ‒ рассказал продюсер, шеф-редактор «Союзмультфильма» Сергей Капков.
Мультипликаторы не стремятся изображать только несуществующее и невероятное. Екатерина Михеева ‒ студентка 3-го курса Школы дизайна Высшей школы экономики ‒ смотрит на мультфильмы как на современное искусство. Дача, пришельцы, огурцы ‒ автобиография с элементами фантастики.
«Сделать небольшой фильм-этюд по своим детским воспоминаниям о даче. Буквально взяла своих бабушку, дедушку, всякие детали, которые помню», ‒ призналась художник-аниматор Екатерина Михеева.
Член жюри Леонид Шмельков говорит, в России ‒ уже лет пять курс на документальную анимацию, то есть на фильмы, в которых используются подлинные документы, звуки, голоса реальных героев.
«Анимация как кино, можно, что хочешь снимать и даже больше, чем в кино. Это могут быть и абстрактные, и сюжетные, и автобиографические, анимадокументальные фильмы. Все что угодно. У нас это все ‒ в одной программе», ‒ объяснил член жюри конкурса анимационного кино Леонид Шмельков.
Границы искусства стираются. Мультипликаторы заходят на территорию документалистов и наоборот. Ирина Разумовская ‒ автор документального кино. В ее работе «Сыр. Путешествие из Швейцарии в Россию» рисованные картинки стали альтернативой архивным кадрам и добавили атмосферы.
«Было важно создать кино нежное, теплое и доброе, как о нем сейчас отзываются первые зрители. Анимация выполнила на сто процентов, та палитра, которую выбрали наша художница, ‒ бирюзово-желтая. То, как это все совместилось с оригинальной музыкой, это все благодаря художнице», ‒ поделилась режиссер, журналист Ирина Разумовская.
Современное кино ‒ простор для экспериментов, мультижанровость в котором ‒ дополнительный язык.