В усадьбе Муравьёвых-Апостолов проходит выставка «Наполеон. Жизнь и судьба»

«Нaпoлeoн. Жизнь и судьбa». В дoмe-музee «Усaдьбa Мурaвьёвыx-Aпoстoлoв» прoxoдит выстaвкa, кoтoрaя рaсскaзывaeт o биoгрaфии импeрaтoрa и истoричeскиx событиях, связанных с ним. Особое место занимают эскизы Александра Бенуа к фильму «Наполеон» — одному из новаторских проектов эпохи немого кино.

Акварели Александра Бенуа дополнили выставку «Наполеон. Жизнь и Судьба», посвященную самым ярким страницам биографии французского императора, определившим поворотные моменты истории.

«Попытки осмыслить этот исторический процесс через художественные образы привел Бенуа к созданию огромной сюиты акварельных работ, посвященных Наполеону, и к работе над наполеоновским фильмом Абеля Ганса», — рассказывает Сергей Подстаницкий, коллекционер, историк искусства, куратор выставки.

На выставке 39 акварелей из коллекции Кристофера Муравьева-Апостола. Это не просто эскизы — портреты персонажей будущего фильма. Детально проработаны не только костюмы, но и образы: на своих работах Бенуа делал пометки о характере героев. А иногда и советовал актера на ту или иную роль.

«К теме кинематографа Александр Бенуа обратился еще в начале 20-х годов, это была тема очень новая, актуальная для художника, который привык к формам станковой живописи и журнальной графики. Поэтому в 25-м году это уже не первая работа, вторая или третья, но это одна из первых осуществленных и завершенных. И в этом ее большая ценность», — отмечает Павел Павлинов, историк искусства правнучатый племянник Александра Бенуа.

Фильм Абеля Ганса вышел на экраны в 1927 году. Режиссер удивлял зрителя экспериментами с языком кино: использовал полиэкран, двойную экспозицию. Финал «Наполеона» снимался в формате, напоминающем современный 3D. В историю вошло использование Гансом одновременной проекции картины на три экрана — прием революционный для своего времени.

«Наполеон» существовал в двух вариантах: он существовал, с одной стороны, в немом варианте с несколькими экранами, с другой стороны, в немом варианте на одном экране, где это все было более или менее сведено, и, наконец, в звуковом варианте, к которому добавили музыку, это был 30-й год. И звуковой вариант потом путешествовал как образец Наполеона», — говорит Кирилл Разлогов, историк кино.

Роль Наполеона в детстве сыграл Владимир Руденко. В составе съемочной группы Абеля Ганса вместе с Александром Бенуа работал оператор Николай Топорков. Некоторые сцены снимались многокамерным способом. Это был один из самых новаторских проектов эпохи немного кино.

«Фильм потребовал бесчисленное количество денег. И первый большой взнос сделал русский предприниматель Венгеров, который мечтал, чтобы в кино воссоздали нечто подобное «Войне и миру», чтобы была такая громадная эпопея», — объясняет Татьяна Макеева, генеральный директор музея-усадьбы Муравьевых-Апостолов.

Вместе с работами Александра Бенуа на выставке представлено более двухсот произведений. Живопись, графика, скульптура и мемориальные предметы, связанные с эпохой Наполеона.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.