Вспоминая Бернардо Бертолуччи

В Римe скoнчaлся Бeрнaрдo Бeртoлуччи. Выдaющийся рeжиссeр. Сaм сeбя oн нaзывaл «скeптичeским буддистoм-любитeлeм». Его фильмы стали классикой мирового кинематографа. В 2011 году он получил почетную «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля за вклад в киноискусство.

«Кинематограф ощущений» — так критики говорят о творчестве Бертолуччи. «Последнее танго в Париже» — скандальная и провокационная лента, по собственному признанию режиссера, вдохновленная картинами Фрэнсиса Бэкона. Пустая съемная квартира, конец 60-х и страсть, доходящая почти до умопомрачения. 

«Когда появилось «Последнее танго в Париже», это была сенсация. И не только потому, что там были сцены, причем такие эротические. А в принципе, потому что каждый раз отпечаток времени какого-то», — отметил режиссер, народный артист России Владимир Хотиненко.

В жизни Бернардо Бетртолуччи кинематограф появился неожиданно. Пьер Паоло Пазолини увлек студента Римского университета идеями коммунизма, социальной справедливости и самым массовым из искусств. 

Молодой Бертолуччи видел в кинематографе продолжение поэзии и мечтал о победе образа над словом. «Конформиста» режиссер снял 29 лет.

В основе сюжета — роман Альберто Моравиа. Режиссер исследует мотивы, которые толкали современников его отца в ряды партии Муссолини. Демонстрирует банальность зла и слабость человека.

«Вот то, что делает, он описывает в том же самом «Конформисте». Он описывает вообще ход истории, страшный ход, страшной истории при тончайшем анализе психологического поведения, состояния героя, открывает такие вещи психики человека, что просто удивляешься, что это то ли это ученый, то ли это художник в самом высоком значении этого слова», — рассказал режиссер Вадим Абдрашитов.

Постоянный оператор Бертоллуччи — Витторио Стораро.«Волшебник светотени» — как называл его сам режиссер. Его камера фиксировала малейшие изменения чувств и отношений героев.

Пустыня, небо, одинокие фигуры- фильм «Под покровом небес» стал частью восточной трилогии Бертоллучи , включавшей в себя «Маленького Будду» и жизнеописание последнего монарха Китая Пу И. Точность в деталях, до мелочей выверенный кадр превращает эпическое кинополотно в почти интимный рассказ. 

«Он работал над кадром, это было свойственно этому поколению итальянцев. У них каждый кадр был произведением живописи. Это было совсем другое кино. Оно практически ушло. С Бертолуччи закончилось окончательно с его уходом», — рассказал режиссер, народный артист России Карен Шахназаров. 

Последние фильмы Бертолуччи — утопия для интроверта. «Осажденные», «Мечтатели», «Я и ты» сняты в четырех стенах. Герои не выходят из своего добровольного заточения — внешний мир им неинтересен. Режиссер словно спасает их от окружающей реальности, так называемой «настоящей жизни». Как когда-то спасал героев «Последнего танго в Париже».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.